Какие устройства обеспечивают успех своим создателям? Как влияет выход тех или иных гаджетов на взлеты и падения акций компаний-производителей? Сегодня попробуем ответить на эти вопросы. Для этого мы проанализировали рыночные котировки известных производителей за последние несколько лет и составили рейтинг из трех самых ярких взлетов и трех самых сокрушительных падений. И, конечно, нашли причастные к этому устройства.

Начнем с падений. Сразу оговорюсь, что самые сильные провалы котировок случились у большинства игроков одновременно — осенью 2008 года, и вызваны они были мировым финансовым кризисом, а не выходом тех или иных продуктов. Поэтому такие ситуации мы не рассматривали. Итак, поехали.

-35% Apple, январь 2008.

Это падение случилось через полгода после запуска в продажу первого iPhone и у него было несколько причин. Несмотря на очень успешные финансовые показатели прошедшего года (безусловно, связанные с выходом смартфона), аналитики компании опубликовали не очень оптимистичный (но реалистичный) прогноз на следующий период, что не обрадовало акционеров. Но, пожалуй, главным поводом для снижения яблочных котировок стали неоправданные надежды после мероприятия MacWorld, от которого многие ждали сенсаций, близких к презентации iPhone.

-42% HTC, июнь 2008.

К этому моменту HTC достигла больших успехов прежде всего за счет смартфонов линейки HTC Touch. Однако в июне неудаче суждено было случиться. Наиболее вероятной его причиной можно назвать одновременный выход новых аппаратов компании: Touch Diamond и Touch Pro и нового iPhone 3G. При этом последний превосходил HTC по большинству характеристик, в то время, как продукты тайваньской компании обладали все еще резистивными экранами.

-45% Nokia, апрель-июнь 2010.


Это, пожалуй, самый драматический период в падении акций финской компании, который начался еще в конце 2007 года. У него было две главные причины: не оправдавшиеся надежды на последнюю линейку сенсорных смартфонов и снижение кредитного рейтинга со «стабильного» на «негативный». Постепенное падение акций компании продолжается и до сих пор.

А теперь о хорошем, об успехах и резких подъемах:

+39% RIM (Blackberry), март 2009.

В период активной фазы кризиса выиграл тот, кто предложил своим клиентам недорогие и качественные продукты. Такой компанией оказалась канадская RIM, выпустившая на рубеже 2008-2009 годов доступные смартфоны BlackBerry 8900 Curve и сенсорный BlackBerry Storm 9500.

+54% Apple, август-сентябрь 2007.

Эпоха очередного расцвета для компании Стива Джобса. Не успел мир ахнуть, посмотрев презентацию принципиально нового смартфона от Apple, как публике было представлено семейство плееров: iPod Touch и iPod Nano. В пламя успеха также подлили масла первые контракты с европейскими операторами о поставках iPhone.

+77% HTC, июль-сентябрь 2010.


Удачу тайваньского производителя, подтвержденную квартальным отчетом, обеспечили популярные смартфоны 2009-2010 годов: Hero, Desire, Wildfire. Безусловно, ставка, сделанная на Android, оказалась верной. Рост акций HTC продолжается до сих пор. Одним из итогов этого процесса стала вчерашняя новость о том, что рыночная капитализация компании превысила аналогичные показатели упоминавшихся RIM и Nokia.