После трагического инцидента в редакции еженедельника Charlie Hebdo вновь поднялся вопрос об анонимности и приватности в интернете. Последовавшее после теракта заявление премьер-министра Великобритании о необходимости запрета любых способов защищённой коммуникации получило широкую огласку в зарубежных СМИ.
Редакция Droider попыталась разобраться в ситуации и понять точки зрения обеих сторон.
Напомним, что 7 января 2015 года на редакцию еженедельника Charlie Hebdo, известную карикатурами, было совершено нападение, в ходе которого погибли 12 человек. Причиной нападения считают карикатуры на пророка Мухамеда. После трагедии, в интернете и прессе активно обсуждались вопросы толерантности к религии и свободы слова.
Во время визита в Париж в виду Республиканского марша, проводимого в память о жертвах теракта, премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил, что в случае победы Консервативной партии, готов пролоббировать законопроект, фактически запрещающий любой вид защищённой коммуникации, которая была в недосягаемости для органов спецслужб. По мнению Кэмерона, подобный закон дал бы силам правопорядка полномочия, необходимые для защиты граждан от террористов.
Казалось бы, это актуально для Великобритании и не должно беспокоить жителей других стран. Однако нельзя забывать, что Англия входит в Евросоюз, следовательно подобные меры «безопасности» могут появиться и в ряде европейских государств.
Тут не лишним будет помянуть стихотворение Мартина Нимёллера, которое в полной мере объясняет, почему данная ситуация касается и россиян. К тому же, инициативу всегда могут подхватить отечественные чиновники, последний год активно пытающиеся ограничить свободу слова в Рунете и получить доступ к данным пользователей.
В этой связи стоит вспомнить событие 30 декабря на Манежной площади в Москве, когда толпа несогласных с приговором по делу Алексея Навального вышла на улицы. Действия координировались в защищённом мессенджере FireChat, особенностью которого является технология «mesh networking», обеспечивающая прямую связь между мобильными устройствами. Надо ли говорить, что при работе предложенного Кэмероном закона в России, все пользователи приложения оказались бы преступниками?
Заявление премьер-министра взрывной волной разнеслось по британским СМИ, а позже и по интернету. Если подобный закон вступит в силу, под запретом окажутся мессенджеры а-ля Telegram (более 50 миллионов активных пользователей) и WhatsApp (около 500 миллионов пользователей по состоянию на апрель 2014 года), хотя в последнем случае это актуально лишь для пользователей Android. Возможно, что под удар попадут и менее защищённые программы для общения, вроде Snapchat и iMessages.
С резкой критикой идеи Кэмерона выступил бывший глава «ВКонтакте», ныне создатель «Телеграма» Павел Дуров. В блоге на Medium он опубликовал заметку под названием «Почему британский план слежки не только бесполезный, но и опасный».
Дуров считает, что у террористов достаточно способов общаться между собой.
«Инициатива предложенная Кэмероном не поможет в борьбе с настоящим терроризмом. У серьезных террористических организаций достаточно способов избежать прямой прослушки. В добавок к старому доброму шифру, ПО сторонней разработки для кодирования информации в невидимый графический шум или забавные картинки с котиками… Их возможности безграничны. В итоге, г-н Кэмерон лишь зря потратит деньги налогоплательщиков. Конечно, если его истинные намерения не заключаются в другом».
Всё в той же заметке, создатель «ВКонтакте» поясняет, что победа над терроризмом, достигнутая ущемлением основных ценностей, на самом деле будет означать победу террористов.
«В конце этого процесса, когда камеры видеонаблюдения будут стоять в каждой спальной комнате, не будет больше взрывающихся бомб. Но не потому, что камеры не дадут террористам убивать нас. А потому, что мы приняли ценности страха и контроля. У террористов больше не будет никакого конфликта с нашей цивилизацией. Мы убьём дракона. И его пещера станет нашим новым домом».
Допустим, что ещё можно пережить, если вашу переписку с девушкой или молодым человеком на пикантные темы теоретически решит прочитать заскучавший работник ФСБ. Как говорится, «я не террорист и мне скрывать нечего». Но давайте-ка вспомним зарождающийся тренд на «интернет вещей» и пофантазируем о скором будущем, где каждое устройство в доме и автомобиле целиком будут иметь выход в глобальную сеть. Оставляя лазейки в безопасности даже для органов правопорядка, нет ровным счётом никаких оснований надеяться, что потайными ходами не воспользуются злоумышленники. Систем, которые невозможно взломать, попросту не существует. А информация, которую будет аккумулировать «умный» дом, будет дорогой в любом смысле: записи с камер наблюдения, номера банковских карт, распорядок дня, рацион и многое другое.
Сегодня особо параноидальные люди отворачивают веб-камеры в сторону стены, либо заклеивают их, когда не ведётся разговор. В будущем же, возможно придётся жить в палатке на лужайке у дома, а по вечерам общаться за бетонными стенами с единомышленниками, в попытках сохранить хотя бы подобие частной жизни.
P.S. Данная тема, кстати, многогранно раскрыта в сериале «Чёрное зеркало», который рекомендуется к просмотру, чтобы на простых примерах уяснить, во что может развиться повсеместность высоких технологий.