2025 год стал переломным для дизайна мобильных операционных систем. Два главных конкурента — Apple и Google практически одновременно представили крупное обновление для своих платформ. В мае Google анонсировала Material 3 Expressive, а месяц спустя, 9 июня на конференции WWDC 2025, Apple представила собственное видение будущего интерфейсов — дизайн-язык под названием Liquid Glass, или «жидкое стекло».

Это не косметические изменения. Обе компании пошли на смелый редизайн, нарушая собственные правила и каноны, разработанные годами. Каждая выбрала свой путь, и в результате iOS 26 и Android 16 получили совершенно новый облик. На первый взгляд, системы никогда не были так далеки друг от друга. Однако при более глубоком анализе становится очевидным: они никогда не были так близки.

Чтобы понять, как это произошло и почему дизайнерские решения двух корпораций оказались столь схожими по сути, необходимо совершить путешествие в прошлое и проследить эволюционный путь обеих систем. Это история о том, как разные виды, живущие в схожих условиях, приходят к похожим решениям.

Эволюция в мире технологий

В биологии существует явление, известное как карцинизация — процесс, при котором различные виды раков в ходе эволюции постепенно превращаются в крабов. Знаменитый камчатский краб, например, на самом деле является раком. Существует даже шутливая теория о том, что все организмы на Земле со временем должны эволюционировать в краба как в некую идеальную форму существования.

На самом деле карцинизация представляет собой частный случай конвергентной эволюции — явления, при котором разные виды организмов, не связанные между собой генетически, но живущие в схожих условиях, со временем становятся очень похожими. Дельфины и киты выглядят как рыбы, хотя являются млекопитающими. Енотовидная собака поразительно напоминает енота, несмотря на то что относится к совершенно другому семейству.

Аналогичный процесс происходит с iOS и Android. Две изначально различные системы постепенно эволюционируют к одной и той же идеальной форме. Они сталкиваются с одинаковыми проблемами и проходят одни и те же этапы развития, но делают это в разное время и в разном порядке. То, что сейчас происходит с iOS, произошло с Android более десяти лет назад.

WebOS и пророчество Матиаса Дуарте. Операционная система, опередившая время

Чтобы понять истоки современных дизайнерских решений, необходимо вернуться в 2009 год. На выставке CES компания Palm представила смартфон Palm Pre с операционной системой WebOS. За проект отвечал Джон Рубинштейн, бывший ключевой инженер Apple, стоявший у истоков iPod и iMac.

Palm Pre, возможно, стал самым недооценённым гаджетом своего времени. Но подлинная ценность заключалась не в железе, а в интерфейсе WebOS. Эта операционная система опередила время на световые годы, фактически предсказав, какой iOS станет через десятилетие.

Уже в 2009 году WebOS предлагала:

  • Закруглённые углы дисплея
  • Управление жестами без физических кнопок
  • Многозадачность в виде карточек приложений
  • Панель управления, вызываемую свайпом сверху

Тогда это казалось футуристическим концептом. Сегодня это стандарт индустрии.

За дизайном WebOS стоял Матиас Дуарте — директор по человеческому интерфейсу и пользовательскому опыту в Palm. Именно он спроектировал пророческую систему. Но его дар предвидеть будущее на этом не закончился.

В 2010 году Дуарте перешёл в Google и начал работать над дизайном Android. Его задачей стало навести порядок в хаосе разрозненных продуктов корпорации.

Рождение Material Design: порядок из хаоса. Дизайнерская анархия Google

В начале 2010-х годов в Google царил визуальный беспорядок. У корпорации не существовало единого дизайн-языка. Поиск, Android, Gmail, YouTube — это были параллельные вселенные с совершенно различным оформлением. Причём все эти продукты выглядели не особо привлекательно.

Перед Матиасом Дуарте и его командой встала фундаментальная задача: создать единую, универсальную дизайн-систему для всех экранов, платформ и продуктов Google. Задача не из лёгких.

Философский подход к интерфейсу

Работа началась с простого, почти детского вопроса: «Из чего сделаны интерфейсы?» Этот вопрос открыл ящик Пандоры. Дизайнеры поняли, что ничего не знают о мире, который проектируют:

  • Что происходит, когда карточка улетает за пределы экрана? Куда она исчезает?
  • Какие силы действуют в этом цифровом мире?
  • Какие правила в нём работают?

Так философская дискуссия привела Google к прорывной идее цифровых материалов — особой материи, существующей в маленьком мире внутри корпуса смартфона.

Цифровая бумага и законы физики

В 2014 году из попытки навести порядок родился Material Design. Это был не просто визуальный апгрейд — Google создали маленькую цифровую вселенную со своими законами и правилами.

Дизайнеры решили, что этот мир должен быть предсказуемым, а значит, в нём должны работать привычные законы физики:

  • Должен быть объём, хоть и небольшой — не толще смартфона
  • Должно быть движение с инерцией, ускорением и замедлением, как в реальности
  • И, конечно, должен быть свет, а значит — реалистичные тени

Чтобы понять, как это реализовать, в офисе Google организовали экспериментальную мастерскую. Дизайнеры собрали установку с направленным светом под углом 45 градусов, взяли бумагу и принялись творить. Они вырезали иконки, плашки, кнопки, изучали поведение света и теней, а затем тщательно переносили это поведение из реального мира в цифровой.

Но цифровой мир отличается от нашего. Он состоит не из молекул и атомов, а из пикселей. Значит, он сделан не из обычной бумаги, а из цифровой. У этого материала есть особенные, волшебные свойства: он может менять форму, цвет, прозрачность, размер и даже склеиваться с другими элементами. Но, например, не может вести себя как жидкость или газ — в конце концов, это бумага, хоть и цифровая.

Используя законы физики как рамку, а цифровую бумагу как связующий материал, Google смогли упорядочить хаос и создать универсальную, гибкую дизайн-систему, которая позволяет создавать логичные, простые и, главное, функциональные интерфейсы для любых экранов, устройств и платформ.

Прошло десять лет с момента появления Material Design. И теперь уже дизайнеры из Купертино вырезают элементы интерфейса в своём офисе. Но не из бумаги, а из стекла. Apple создали собственный цифровой материал — Liquid Glass. Во многом они повторяют идеи Google, но делают это на совершенно ином технологическом уровне.

Измерения превосходства. Эстетика преломления

Что особенного в новом цифровом материале от Apple? Интернет-сообщество высказывает скептицизм: подобное уже было в Windows Vista, десятках китайских прошивок и многих других местах. Однако это утверждение ошибочно. Никто никогда не создавал ничего подобного, и вряд ли создаст в обозримом будущем.

Превосходство Liquid Glass основано на трёх факторах: эстетика, технологическая сложность и универсальность.

Liquid Glass имитирует одно из красивейших оптических явлений в природе — преломление света. Интерфейс буквально превращается в линзу: искажает пространство, фокусирует и расщепляет лучи, отбрасывает блики, создаёт ощущение глубины и объёма. Но главное — он меняется, перетекая из одного состояния в другое, оживляя элементы интерфейса. Это не просто красиво. Это завораживает.

Технологическое превосходство

За красоту приходится платить. Liquid Glass — дорогой материал. Не в смысле визуальной премиальности (хотя это тоже), а в смысле вычислительной стоимости. Просчитывать такую красоту в реальном времени на устройствах с компактными аккумуляторами звучит как безумие. Для любой другой платформы это действительно безумие, влекущее за собой тормоза, перегрев и стремительный разряд батареи. Но не для Apple.

Apple — единственная компания, которая может позволить себе делать с интерфейсом что угодно без негативных последствий. И не потому, что у неё есть особые привилегии, а потому что за этим стоят технологии, которую разрабатывали более двадцати лет.

Image Units и шейдеры

Ещё во времена OS X Tiger (будущей macOS) Apple завершили внедрение в систему полного аппаратного ускорения интерфейса на графическом процессоре. Каждый пиксель на экране гарантированно просчитывался на видеокарте, снимая нагрузку с центрального процессора.

Для своего времени это было передовым решением. Но подлинная инновация заключалась в другом. Это было не просто GPU-ускорение, а ускорение со спецэффектами. Эти эффекты Apple назвала Image Units.

Их было больше сотни: размытия, искажения, трёхмерные трансформации, наложения, смешивание цветов — всё, что душе угодно. Image Units представляли собой строительные блоки для визуальных эффектов, которые можно было комбинировать в любом количестве и порядке, применяя где угодно в системе.

Ключевая особенность: сколько юнитов ни добавляй, производительность почти не падала. Причина — хитрая оптимизация. Эффекты не выполнялись по отдельности, а суммировались в один большой эффект — оптимизированную программу, выполняющуюся непосредственно на видеокарте.

Фактически под видом Image Units Apple встроила в систему поддержку шейдеров — тех самых программ, которые превращают невзрачную графику в компьютерных играх в визуальные шедевры.

С тех пор macOS, iOS, iPadOS и прочие системы Apple работают как видеоигра: интерфейс целиком просчитывается на GPU, а под каждый эффект заранее компилируются шейдеры. Liquid Glass — это тоже шейдер, только невероятно сложный, адаптивный и красивый.

Невоспроизводимое превосходство

Таких технологий нет ни у кого на рынке. А у Apple они работают уже два десятилетия. И всё это время Купертино не сидели сложа руки, год за годом прокачивая технологический стек.

Liquid Glass — не просто красивый эффект. Это архитектурное достижение, ставшее возможным благодаря десяткам лет работы и глубокой интеграции передовых технологий в самое сердце операционных систем Apple.

На платформе Habr один энтузиаст попытался воспроизвести эффект Liquid Glass на Android. Ему это удалось — используя шейдеры. Но ценой стала ужасающая производительность, а эффект работал далеко не везде. После проделанной работы автор признался: «Я не знаю, как Apple это сделали. Могу только предположить, что Liquid Glass — тоже шейдеры, только более продуманные. Система, которую Apple выстраивали так долго, позволяет им это делать».

Универсальность через адаптивность

Красота и техническая мощь — лишь часть истории. Возникает резонный вопрос: насколько это практично?

Внимательный наблюдатель заметит очевидную проблему: Liquid Glass прозрачен. А прозрачность создаёт проблемы с читаемостью. Сделать интерфейс прозрачным могут все. Сделать его красивым — многие. Но сделать красивый прозрачный интерфейс читаемым не может никто.

Тем не менее Apple это удалось. Каким образом? Они сделали материал многослойным.

Анатомия Liquid Glass: шесть слоёв интеллекта

Liquid Glass — не просто стекло, это интеллектуальная оптическая система из шести слоёв. Каждый слой реагирует на контекст и динамически меняет свойства ради одной цели: чтобы интерфейс оставался выразительным и читаемым всегда.

Структура слоёв. Материал состоит из шести компонентов:

  1. Тень
  2. HDR-подсветка
  3. Линза (lensing)
  4. Тонирование
  5. Блики
  6. Контент (иконки или текст)

Каждый слой «знает», что происходит под ним и вокруг него, постоянно анализируя окружение и адаптируясь к нему.

Адаптивные тени

Слой теней постоянно подстраивает прозрачность под контент. Если элемент интерфейса расположен над текстом, тени становятся глубже, визуально отделяя интерфейс от содержимого. Если под элементом однородный фон, тень почти исчезает, делая интерфейс чище.

Интеллектуальное тонирование

Аналогично работает слой тонирования. Система непрерывно регулирует прозрачность материала, обеспечивая контраст с фоном без потери эффекта стекла.

Неожиданное открытие: Liquid Glass не просто подстраивает прозрачность — он меняет яркость дисплея под собой при помощи HDR-тонирования. Интерфейс iOS 26 использует технологию расширенного динамического диапазона, которую раньше применяли только для фотографий и видео.

Liquid Glass не просто преломляет свет — он светится в буквальном смысле. Особенно это заметно при взаимодействии. При касании материал оживает: заливается светом и плавно меняет форму, как пузырёк воды.

Режимы адаптации

Большинство этих тонких адаптаций происходят незаметно для пользователя. Но при необходимости материал может меняться кардинально.

Если резко меняется фон, материал быстро переключается между светлой и тёмной темами. Однако Liquid Glass не всегда столь проворен. Существует «ленивая» версия материала, например, в видеоплеере. Она всегда суперпрозрачная и не реагирует на изменения фона, поэтому требует тёмной подложки.

Крупные меню, занимающие значительную часть экрана, также подстраивают прозрачность и яркость, но не переключаются между светлой и тёмной темами — чтобы не раздражать пользователя резкими изменениями.

Расширенная область семплирования

Liquid Glass анализирует не только то, что находится непосредственно под ним, но и окружающие объекты. Это называется «расширенная область семплирования». Материал воспринимает яркие объекты поблизости и окрашивается в их цвета, создавая нежный, живой и почти магический эффект.

У этой магии есть ограничения: стёкла не видят друг друга, подобно тому как вампир не видит своё отражение. Технически это возможно, но приведёт к падению производительности, поэтому Apple рекомендует этого избегать.

Liquid Glass можно окрашивать в любые цвета, и это выглядит впечатляюще. Но собрать из стеклянных элементов разноцветный витраж, который будет переливаться светом, пока невозможно. Возможно, это станет доступным в следующем поколении технологии.

Динамические блики

Блики в Liquid Glass динамические: красиво перетекают при разблокировке и реагируют на наклон устройства в определённых случаях. По состоянию на декабрь 2025 года эта функция работает не везде и не всегда — Apple продолжает дорабатывать систему.

Liquid Glass — не просто умное стекло, меняющее прозрачность и цвет. Как вода, этот материал меняет форму.

Гибкость Android и жёсткость iOS

Android с самого начала проектировался как гибкая система для работы на различных устройствах — телефонах, планшетах, телевизорах, даже холодильниках. Поэтому интерфейс Android изначально «резиновый», адаптирующийся к любым экранам.

Liquid Glass приносит схожую гибкость в экосистему Apple, но делает это эффектнее.

Морфинг элементов

Материал подобно жидкости может перетекать из одной формы в другую:

  • Расщепляться на отдельные элементы или сливаться в единые группы
  • Разрастаться из маленькой кнопки до большого меню или заполнять весь экран
  • Принимать форму устройства

Адаптация к устройствам

Яркий пример — Sidebar и Tab Bar на iPad. Теперь это один элемент, способный расширяться и уменьшаться в зависимости от ситуации. Sidebar сворачивается в Tab Bar, если:

  • Нужно больше места под контент
  • Пользователь перевернул iPad
  • Изменился размер окна

Окна на iPad теперь столь же гибкие, как на macOS. Во многом это заслуга Liquid Glass.

Текущее состояние и перспективы

Liquid Glass — очень сложный материал, требующий тонкой настройки. Этот процесс занимает больше времени, чем хотелось бы. Однако когда Apple доведёт материал до совершенства, Liquid Glass будет одинаково хорошо работать везде: на всех устройствах, всех системах и даже внутри сторонних приложений, создавая целостный, единый опыт внутри экосистемы Apple.

После выхода iOS 26 в сентябре 2025 года пользователи столкнулись с проблемами читаемости интерфейса. Apple отреагировала выпуском обновления iOS 26.1, добавившего ползунок для контроля прозрачности элементов Liquid Glass. В декабре вышла iOS 26.2, которая расширила возможности кастомизации, позволив регулировать прозрачность часов на экране блокировки. Некоторые дизайнеры критикуют Liquid Glass за избыточную визуальную сложность, отвлекающую от содержимого приложений. Тем не менее большинство разработчиков активно внедряют новый дизайн-язык в свои приложения.

Зачем Apple понадобился Liquid Glass?

Интернет-сообщество предполагает, что Liquid Glass создан для подготовки пользователей к дополненной реальности. Стекло присутствовало в Vision Pro — теперь оно везде. В этом есть доля истины.

Однако показательно, что visionOS — единственная система Apple, в которую Liquid Glass не был интегрирован при первоначальном запуске. Это говорит о том, что подготовка к AR — не главная причина.

При анонсе Liquid Glass 9 июня 2025 года Apple представила новый дизайн для iOS 26, iPadOS 26, macOS Tahoe, watchOS 26 и tvOS 26, но не для visionOS. Это было первое глобальное обновление дизайна, охватывающее все платформы компании одновременно.

Функциональные задачи

Во-первых, Liquid Glass решает массу функциональных задач. Как когда-то Material Design, он упорядочивает хаос. Впервые все платформы Apple получили единый визуальный язык.

Но дело не только в этом. Liquid Glass — future-proof материал, спроектированный для устройств будущего:

Vision Pro 2 и AR-очки. Адаптивный материал комфортно существует на любом фоне, даже если этот фон — реальный мир.

Складной iPhone. Интерфейс сможет расширяться при раскрытии экрана или сжиматься в многооконном режиме. Технологию обкатывают на iPad.

iPhone с безрамочным экраном. Новая стеклянная эстетика раскроется во всей красе на устройствах с дисплеем от края до края.

Благодаря Liquid Glass дизайн iOS впервые по-настоящему догоняет Android по гибкости и универсальности, всё больше обретая форму «идеального краба» конвергентной эволюции.

Эмоциональное измерение

Функциональность — только часть истории. Как и положено хорошему дизайну, Liquid Glass дарит эмоции.

Apple могли бы ограничиться матовым стеклом, решив те же задачи без головной боли с читаемостью и оптимизацией. Но это было бы скучно.

Liquid Glass возвращает магию Apple времён скевоморфизма. Он оживляет до предела правильный, консервативный дизайн компании и впервые за долгие годы заставляет пользователей что-то почувствовать. Это глоток свежего воздуха, который был необходим.

Пока iOS догоняла Android по функциям, зелёный робот вырвался вперёд по эмоциональному воздействию. Новый, смелый дизайн-язык Material 3 Expressive — тому подтверждение.

Исследования и данные

Google потратила три года на разработку Material 3 Expressive, проведя 46 отдельных исследований с участием более 18 000 человек по всему миру. Компания использовала eye-tracking, опросы и фокус-группы для оценки эмоциональных реакций на различные дизайнерские решения.

Результаты показали, что пользователи в возрасте 18–24 лет (87%) предпочитают эмоционально насыщенный дизайн. Участники экспериментов распознавали ключевые элементы интерфейса до четырёх раз быстрее в Material 3 Expressive по сравнению с предыдущей версией. Что особенно примечательно, улучшения были одинаковыми для всех возрастных групп — пользователи старше 45 лет демонстрировали почти такое же время реакции, как молодое поколение.

Философия выразительности

Material 3 Expressive отходит от традиционного дизайна, ориентированного на цвет и макет, активно используя размер, форму и анимацию для управления вниманием пользователей и вызова эмоциональных реакций. Дизайн получил высокие оценки по таким эмоциональным атрибутам, как «живой», «эмоциональный», «креативный» и «позитивный».

Однако Google подчёркивает, что эмоционально-ориентированный дизайн — не универсальное решение. Когда они экспериментировали со свободным расположением изображений в интерфейсе музыкального плейлиста, визуальный отклик был позитивным, но функциональность и ясность страдали, снижая общую удобство использования.

Практическое внедрение

Material 3 Expressive дебютировал на устройствах Pixel с Android 16 в сентябре 2025 года. К декабрю 2025 года большинство приложений Google получили обновлённый дизайн, включая Gmail, Google Docs, Chrome, Google Keep, Files и многие другие.

Новый дизайн включает:

  • Пружинистую систему анимации, делающую взаимодействия более плавными и естественными
  • Обновлённые формы иконок и типографику
  • Эффекты размытия фона для создания глубины
  • Увеличенные кнопки и улучшенные целевые области для касаний

Конвергенция и расхождение

Примечательно, что Apple и Google выбрали 2025 год для радикального пересмотра дизайна своих операционных систем. Обе компании двигались в одном направлении — к более эмоциональным, выразительным интерфейсам, отходящим от строгого минимализма.

Material 3 Expressive и Liquid Glass решают схожие задачи различными путями. Google делает ставку на яркие цвета, крупные элементы и выразительную анимацию. Apple выбирает путь оптической изощрённости, создавая сложную систему преломления света и адаптивных материалов.

Критика Liquid Glass

Критики указывают на проблемы с читаемостью, особенно в условиях яркого освещения. Прозрачные элементы, какими бы адаптивными они ни были, иногда сливаются с фоном. Пользователи с нарушениями зрения отмечают, что новый дизайн создаёт дополнительные барьеры доступности.

Некоторые дизайнеры называют Liquid Glass «триумфом формы над функцией» — красивым, но избыточным решением, отвлекающим от содержимого. Скептики сравнивают его с Windows Vista Aero — эффектным, но непрактичным дизайном, который быстро устарел.

Критика Material 3 Expressive

Material 3 Expressive подвергается критике за визуальную перегруженность. Крупные элементы и яркие цвета воспринимаются некоторыми пользователями как «детский» дизайн, напоминающий интерфейсы для дошкольников. Консервативные пользователи предпочитают более сдержанный подход Material 2.

Разработчики отмечают сложность внедрения новых компонентов в существующие приложения. Переход на Material 3 Expressive требует переработки значительной части интерфейса.

Защитники инноваций

Сторонники обоих подходов указывают на то, что эмоциональное вовлечение — это следующий рубеж в дизайне интерфейсов. После десятилетия минимализма и «плоского дизайна» индустрия созрела для более выразительных, живых интерфейсов.

Эволюция дизайна всегда встречала сопротивление. Переход от скевоморфизма к плоскому дизайну в iOS 7 вызвал бурю возмущения, но со временем стал стандартом. Liquid Glass и Material 3 Expressive могут пройти тот же путь.

Долгосрочные перспективы и влияние на индустрию

Решения Apple и Google неизбежно повлияют на всю индустрию. Более мелкие производители традиционно следуют за лидерами рынка. Можно ожидать появления эффектов, имитирующих Liquid Glass, в китайских прошивках и сторонних лаунчерах.

Microsoft уже анонсировала обновление Fluent Design System для Windows 12, включающее расширенное использование эффектов прозрачности и размытия, что говорит о глобальном тренде к более выразительным интерфейсам.

Технологические требования

Liquid Glass устанавливает новую планку вычислительных требований к интерфейсам. Это может привести к ускорению развития графических процессоров в мобильных устройствах и созданию специализированных ускорителей для UI-эффектов.

Google уже работает над оптимизацией Material 3 Expressive для устройств среднего ценового сегмента, понимая, что не все производители Android могут обеспечить производительность флагманов Pixel. Liquid Glass действительно спроектирован с прицелом на будущие форм-факторы:

Складные устройства. Apple разрабатывает складной iPhone (по слухам, запуск в 2026 году). Liquid Glass идеально подходит для устройств с изменяемым размером экрана благодаря текучести формы.

AR/VR устройства. Vision Pro 2, анонс которого ожидается в 2026 году, получит адаптированную версию Liquid Glass, оптимизированную для пространственных интерфейсов.

Носимые устройства. Apple Watch получили упрощённую версию Liquid Glass в watchOS 26, адаптированную под маленький экран и ограниченную производительность.

Философские параллели. Джонатан Айв и минимализм

Отход от строгого минимализма эпохи Джонатана Айва символизирует философский сдвиг в Apple. Айв, покинувший компанию в 2019 году, создал эстетику чистоты и простоты, доведённую до предела. iOS 7–14 представляли собой апофеоз этого подхода.

Liquid Glass демонстрирует, что Apple больше не боится визуальной сложности, если она служит функциональным целям и эмоциональному вовлечению. Это не отказ от наследия Айва, а его эволюция.

От визуального изобилия iOS 1–6 через минимализм iOS 7–18 к новой выразительности iOS 19 и далее — круг замкнулся. Но это не простое возвращение к прошлому. Liquid Glass объединяет эмоциональное богатство скевоморфной эры с технологической изощрённостью современности.

Аналогично, путь Android от хаоса ранних версий через строгий порядок Material Design к выразительности Material 3 Expressive показывает схожую траекторию.

Заключение: конвергентная эволюция продолжается

iOS и Android продолжают превращаться в своего «идеального краба» — универсальную операционную систему, оптимально решающую задачи мобильных интерфейсов. Они приходят к схожим решениям разными путями и в разное время.

Десять лет назад Android создал философию цифровых материалов. Сегодня iOS развивает эту идею, доводя её до технологического совершенства с Liquid Glass. Возможно, через десять лет Android позаимствует технологические приёмы Apple, создав собственную версию интеллектуальных адаптивных материалов.

Это не копирование — это конвергентная эволюция. Две системы, существующие в одной экологической нише (карманы пользователей), решают одни и те же проблемы и приходят к оптимальным решениям независимо друг от друга.

Спустя полгода после запуска и Liquid Glass, и Material 3 Expressive продолжают развиваться. Apple выпустила три крупных обновления iOS 26, каждое из которых улучшало читаемость и производительность. Google расширила поддержку нового дизайна на все основные приложения и предоставила разработчикам улучшенные инструменты для внедрения Material 3 Expressive.

Рынок адаптируется. Сторонние разработчики активно внедряют новые дизайн-языки. Samsung представила One UI 8, включающую элементы обоих подходов. Xiaomi анонсировала HyperOS 3 с собственной интерпретацией прозрачных материалов.

Дебаты о том, какой подход лучше, продолжаются. Но, возможно, это неправильный вопрос. Оба подхода представляют собой закономерный этап эволюции мобильных интерфейсов. Они делают системы более выразительными, эмоциональными и человечными.

Время покажет, станут ли Liquid Glass и Material 3 Expressive долгосрочными стандартами или временными экспериментами. Но одно несомненно: эра строгого минимализма закончилась. Добро пожаловать в эпоху выразительных интерфейсов.