[ предисловие ] Отличный пост для холивара! Мнение редакции может не совпадать с авторским.

Как можно было наблюдать в последнее время, компания Apple, которая всегда привлекала пользователей именно своей инновационностью, немного сбавила ход. iPad 2, iPhone 4S, новые MBA и MBP — всё это производило явно меньшее впечатление на разработчиков и потребителей, чем презентация самых первых инкарнаций этих устройств и некоторых их обновлений (Air второго поколения, iPhone 4).

Именно из-за того, что Apple всегда умела находить и объединять в своих продуктах лучшее от других, из-за вылизанности и доведения почти до идеала выпускаемых товаров, из-за перфекционизма Стива вконце-концов, её и любила, пусть небольшая по сравнению со всем рынком, но очень преданная группа гиков.

Устройства от Apple никогда не были ширпотребом, они были широко известны в узких кругах. Но это, в то же время, и делало их настолько продуманными и качественными. Программисты и дизайнеры знали для кого они создают Mac OS, знали паттерны использования тех или иных приложений. Но в последнее время компания решила расширяться и сосредоточить свою ориентацию не на профессиональный сегмент, а на простых потребителей. iPhone, iPad, iPod, последняя версия OS X — это всё продукты для простых людей. Людей, которым нужно чтобы оно просто работало.

Что же касается Amazon, они пропустили тот долгий путь развития через узконаправленные области и сразу пришли к широкому потребителю. Сначала просто магазин физической продукции, потом цифровая дистрибуция, а на сегодняшний день и выпуск собственных электронных устройств. Казалось бы, где тут связь? Но именно в своей последней стадии развития эти компании и стали слишком похожи друг на друга, настолько, что невозможно избежать сравнения. Если сравнивать только факты, то схожесть видится уже при первом, неаккуратно брошенном взгляде. Amazon, как и Apple, мало когда изобретали что-то совершенно новое.

Естественно, в процессе создания своих продуктов рождались уникальные и инновационные разработки, но основа, сама идея того, что будет производить компания, уже была кем-то придумана и воплощена в жизнь. Единственное, что оставалось — доработать, «допилить» это до состояния, когда продукты конкурентов будут казаться настолько ненужными и бессмысленными устройствами, что смысла в их покупке не будет видеть ни блондинка, работающая парикмахером, ни суровый гик в шерстяном свитере. Буквально поставить устройство на лезвие, с одной стороны которого оно будет слишком гламурным для понимающих, а с другой слишком непонятным обычным людям. Настолько ярко выраженного и хорошо ощутимого баланса пока добились только продукты именно этих компаний. Но в этом-то и основная проблема…

Складывается ощущение, что чем дальше Apple уходит в сегмент массовости, тем хуже у неё получается делать продукты для специальных людей (если сказать проще — гиков). Вспомним продукты этой компании ещё лет пять назад: каждую новую версию Mac OS ждали с нетерпением, на каждую презентацию ходили как на праздник наподобие Нового Года или Дня Рождения, а когда выходил новый продукт, людей разочаровавшихся в нём нужно было искать при ярком солнце с факелами и собаками. Сейчас, фактически, происходит всё то же, но это скорее из-за некой инерции, из-за преданности, которую никак не могут забыть старые фанаты и которую хотят обрести новые, наслушавшись удивительных рассказов знакомых.

Вспомните ещё раз: до какого момента поддерживался последний компьютер Apple с архитектурой PowerPC, выпущенный в 2005? Для тех, кто не помнит столь давние времена скажу, поддерживался он вплоть до выхода Snow Leopard, то есть примерно 4 года. Казалось бы, ситуация с Lion в общем-то похожа, перестали поддерживаться модели, выпущенные ранее 2007, всё те же 4 года. Но сравнивая работу Leopard и Lion на самых старых устройствах, начинаешь немного коситься и спрашивать:»А зачем оно вообще нужно было, если всё так криво»? Ситуация с мобильными девайсами обстоит ещё хуже. Работа iOS 5 на iPhone 3GS сравнима с неспешной прогулкой, а Siri пока официально работает вообще лишь на iPhone 4S (хотя никаких аппаратных ограничений для других моделей в ней нет). О проблеме с аккумуляторами я вообще говорить не хочу. Все эти недоработки заставляют задуматься:«А осталась ли Apple такой же, как раньше?» Возможно на её место придёт кто-то другой, а сами купертиновцы скатятся до уровня Samsung, LG и прочих HTC?

Идеальным кандидатом видится именно Amazon. Они выпускают самые дешёвые, но при этом и самые качественные ридеры в мире, их Fire, пусть не по возможностям, но по огромной разнице в цене, сбивает наповал все Galaxy Tab’ы от 7 до 7,7 дюймов, а скоро они выпустят смартфон, который, скорее всего и будет тем самым iPhone nano, который уже около трёх лет предрекает Эльдар Муртазин. Amazon, как и Apple, скорее даже в большей мере, зарабатывает не на самих устройствах, а на контенте к ним, из-за чего и имеет возможность продавать такие качественные девайсы за такие небольшие деньги.

Apple была всегда завязана на одном Человеке, но, к огромному сожалению, Он ушёл. Последними проектами Стива были iPhone 5 и Apple TV, после которых компания достигнет верха своей стоимости, популярности и признания людей. Потом она потихоньку покатится вниз. Весь этот процесс займёт лет пять, может быть семь. У Amazon’а же есть сплочённая команда, которая работает вместе. И пусть потеря одного её члена может быть существенна, но она никогда не станет определяющей как в случае с корпорацией из Купертино.

Amazon только набирает свой ход в компьютерной индустрии, она уже добилась многого и завоевала многих поклонников, но для этой компании это только начало. Начало чего-то грандиозного, чего-то, что будет позволять оставаться ей значимым конкурентом многие годы, начало восхождения на трон и свержения действующего короля для того, чтобы однажды кто-то совсем новенький, совсем маленький и неопытный начал поход за новым лидером, имя которому — Amazon.

Александр Лебедев