Dolby Atmos сейчас повсюду — в телефонах, телевизорах, наушниках и в огромных кинотеатрах. И очевидно, что звук в кинотеатре и в наушниках не может быть одинаковым, но называется он одинаково. Нет ли тут подвоха?
Вот и нам стало интересно. Поэтому, мы решили разобраться можно ли Dolby Atmos запихнуть в телефон, наушники и телевизор или это просто маркетинг?
Сегодня расскажем много интересного про человеческих слух. Расскажем про технологии объемного звучания. И протестируем Dolby Atmos на телевизоре Hisense.
Для того, чтобы ответить на вопрос — где настоящий Dolby Atmos, а где нет, для начала мы должны определиться, что такое Dolby Atmos, понять принцип работы этой технологии и чем она отличается от других технологий объемного звука. А технологии объемного звука бывают разными. И в целом, их можно разделить на три типа.
Канальный звук
Первая разновидность — это канальный звук, а точнее многоканальный. Тут всё привычно и понятно. Вот у нас есть две колонки. Одну ставим слева от себя, другую справа от себя. И вот мы получили идеальный сетап для стереозвука.
Что такое стере? Это две независимые аудиодорожки, одна для левого канала, другая для правого, которые талантливый звукорежиссер уровня SLAVA MARLOW не меньше, заранее подготовил для вас на студии. То есть он сделал для вас двухканальный звук, чтобы раскрыть потенциал ваших двух колонок и у вас всё было прекрасно.
Но допустим, что двух колонок вам мало, вы хотите чтобы звук не просто перемещался в одной плоскости, а окружает вас со всех сторон.
Поэтому вы покупаете себе акустическую систему типа 5.1, где уже целых шесть колонок, которые вы расставляете вокруг себя: одну в центр, четыре — по бокам, и одну куда угодно, потому что это сабвуфер, которые делает вуф.
Теперь для того чтобы раскрыть потенциал вашей системы, звукорежиссеру нужно запариться посерьезней, потому что теперь нужно подготовить 6 аудиодорожек, чтобы сделать многоканальный звук. А еще кучу других конфигураций 7.1, 9.1 или может даже 11.2, с колонками на потолке, двумя сабвуферами, центральными каналами спереди и сзади и так далее. А если мы говорим про кинозал, то там вообще может быть 64 колонки.
- 5.1 + 2 колонки на потолок;
- 5.1 + 2 верхние фронтальные колонки;
- 5.1 + 4 колонки на потолок;
- 5.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок;
- 7.1 + 2 колонки на потолок;
- 7.1 + 2 верхние фронтальные колонки;
- 7.1 + 4 колонки на потолок;
- 7.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок;
- 9.1 + 2 колонки на потолок;
- 9.1 + 2 верхние фронтальные колонки;
- 9.1 + 4 колонки на потолок;
- 9.1 + 2 верхние фронтальные колонки + 2 колонки на потолок.
Объектно-ориентированный звук
Мастерить разные варианты аудио под все эти конфигурации просто не вариант.
Поэтому ребята из Dolby подумали… А что если вместо того, чтобы заранее мастерить звук под разные конфигурации, мы сделаем формат звука, который будет масштабироваться и правильно звучать как на 64 колонках, так и на двух. Именно так появился объектно-ориентированный звук, также известный как Dolby Atmos. И это совершенно новый способ создания объемного звука.
В Dolby Atmos нет аудиоканалов, а вместо них есть независимые аудиообъекты? распределенные звукорежиссером по виртуальной трехмерной сцене.
То есть, к примеру, в фильме над головой героев пролетает вертолёт, внутри файла Dolby Atmos на полном серьёзе аудиодорожка со звуком вертолета будет летать по трехмерной сцене.
Всего такихаудио объектов может быть 128 штук . Представляете? Это всё равно, что если бы вы находились в лесу, вокруг вас пело 128 птиц, они бы перелетали с ветки на ветку, задевали листву. И весь этот объём звучания можно воплотить при помощи Dolby Atmos.
Но как это возможно?
Если чуть погрузиться в детали, аудиофайл в формате Dolby Atmos содержит в себе независимые дорожки, то есть объекты и метаданные, в которых указано, где именно каждый объект должен находиться внутри трехмерной сцены в каждый конкретный момент времени. А из какой колонки, с какой громкостью, с какой задержкой прозвучит этот объект уже решает специальный алгоритм, который является частью формата Dolby Atmos.
При этом алгоритм будет автоматически подстраиваться именно под вашу конфигурацию, то есть количество колонок, их мощность и расстояние между ними. Иными словами Dolby Atmos, грубо говоря, позволяет делать мастеринг в реальном времени под ваш конкретный сетап.
Главное, чтобы ваше устройство имело поддержку Dolby Atmos, то есть умело в реальном времени декодировать этот формат, а также имело более менее приличную акустику.
Телевизор Hisense 50E76GQ
Все это есть в телевизоре Hisense 50E76GQ. Это 50-дюймовая модель с разрешением 4К. Это QLED с VA матрицей. И это наиболее удачное сочетание технологий в QLED-телевизорах. Почему?
Смотрите, VA-матрицы имеют свои плюсы и минусы. А также тут есть технологии: кристаллы VA-матрицы очень хорошо блокируют подсветку. За счет чего достигается достаточно глубокий уровень черного цвета. Не как OLED конечно, но очень близко. Плюс в отличие от IPS тут нет паразитных засветок и явных ореолов вокруг контрастных объектов.
А минус VA-матриц — средняя цветопередача. Но в сочетании со слоем квантовых точек этот недостаток полностью нивелируется, потому как квантовые точки излучают идеальные по спектру красный, зеленый и синий цвет. Благодаря этому картина раскрашивается в естественные и очень правильные цвета.
Отсюда телевизор Hisense выдаёт 10-битный цвет и 100% охват цветового пространства DCI-P3. И всё это называется Quantum Dot Colour.
И если что — с углами обзора по горизонтали в VA-матрицах давно всё решили, на экран можно смотреть почти под любым углом: картинка заметно не выцветает.
Плюс квантовые точки, это считай дополнительная подсветка, отчего картинка становится ярче. И это хорошо для HDR-контента.
А этот телевизор поддерживает не только Dolby Atmos, то есть объемный звук, но и Dolby Vision.
Напомню, что это самый продвинутый формат HDR-видео. В таком формате распространяет свой контент Netflix и Apple TV+, его поддерживают консоли нового поколения, в конце, концов, iPhone снимает в Dolby Vision. Короче, поддержка Dolby Vision — это жирный плюс. Хотя телевизор поддерживает еще и конкурирующий стандарт HDR10+, то есть тут вообще полный фарш.
Я давно уже охочусь именно за контентом в Dolby Vision, что в ролике сравнить разницу. Но это не получится: он у нас не в HDR пока. Чтобы вы понимали в Dolby Vision можно даже не подстраивать картинку в настройках ТВ, ведь все будет идеально сразу — как хотел показать режиссер, как бы это маркетингово ни звучало!
В играх Dolby Vision тоже добавляет кайфа. Правда, завезли только на Xbox, причем обещают уже сотню тайтлов, но надеюсь и Playstaion об этом думают.
Вообще, с играми тут всё в порядке. В вашем распоряжении HDMI 2.1, низкий инпут лаг — 11 мс, ALLM. 120 Гц и VRR, к сожалению, не завезли: это фишечки для моделей подороже. Зато для спорта довезли режим отрисовки кадров MEMC. Ну и вернёмся к звуку. В телевизоре установлено всего два динамика и есть поддержка Dolby Atmos.
Бинауральный звук
Вот сейчас нужно пояснение. Объектно-ориентированный звук — классная идея. Расставил объекты по трехмерной сцене, а дальше алгоритм всё сам сведёт под разные сетапы. Ну это если очень упростить — звукорежиссеры, не пинайте сильно.
Я прекрасно понимаю, что всё это будет работать если у вас хотя бы акустическая система 5.1. Но если вы смотрите кино на телевизоре или в наушниках. Весь ваш Dolby Atmos превратится в тыкву, то есть деградирует до стереозука.
Ведь объёмное звучание можно получить только если у вас много колонок. Так ведь? А вот и не так! Если вы вдруг не заметили слона в комнате., то прошу обратить внимание, что у людей в базовой комплектации присутствует всего два уха. И при этом мы прекрасно слышим объёмный звук, то есть мы можем определить направление откуда идет звук с достаточно высокой точностью.
Даже могу сказать с какой: в горизонтальной плоскости человек способен уловить смещение источника звука с шагом в 3 градуса, а в вертикальной плоскости на 10-15 градусов.
Всё это называется бинауральная разрешающая способность слуха. И тут мы плавно переходим к третьему способу создать объемное звучание — бинауральное аудио.
Способности достаточно точно локализовать объекты по трехмерной сцене мы обязаны не нашим ушам, а в первую очередь — мозгу. И делает он это при помощи очень хитрых уловок, а точнее вычислений. Разберем несколько таких уловок.
Например, мозг может использовать задержка звука. Наши уши находятся на расстоянии друг от друга. При этом звуковая волна распространяется не очень быстро. Поэтому, если источник смещен относительно центра головы, звуковая волна в одно ухо придет раньше, а в другое позже. Например, если звук пришел в левое ухо позже, значит источник сигнала где-то справа.
А понять — спереди идет звук или сзади, мы можем немного поворачивая голову, тем самым проверяя догадку.
Также для более точной локализации мозг анализирует частоты звука. Например, низкие частоты, способны огибать нашу голову, а более высокие — наоборот глушатся. Поэтому если звук идёт справа наша голова поглотит высокие частоты и они просто не попадут в левое ухо. Ну или поклонники теории большого взрыва, специально для вас: эффект Допплера.
Если слушатель приближается к источнику звука, то тон звука выше, если отдаляется — ниже.
К чему я это всё?
При помощи всего лишь двух источников звука мы можем имитировать многие из этих уловок нашего мозга.
Например, если мы запустим аудио в одном из каналов с небольшой задержкой, для нашего мозга сразу сдвинем мнимый источник звука в бок.
Поэтому принципу создаётся бинауральное аудио, которое звучит пугающе объёмно.
Так вот, за счёт того, что в формате Dolby Atmos аудиодрожки разбиты по объектам, он способен имитировать бинауральное аудио прямо на лету. И это совсем не тоже самое, что простое стерео.
Поэтому прослушивание Dolby Atmos, даже на двух колонках или в наушниках, всё равно даёт дополнительный эффект объемного звучания. Например, Spatial Audio на iPhone это как раз реализация Dolby Atmos. Можете заценить эффект сами в Apple Music.
Я протестировал этот эффект на телевизоре Hisense. Я запустил одно и то же аудио в двух форматах: простое стерео и Dolby Atmos. И всё это записал на микрофон. А вы сами в своих наушниках оцените разницу. Надеюсь, что мой микрофон позволил её уловить.
В записи разница конечно не так слышна, но в жизни эффект определенно есть и он слышен даже через обычные колонки телевизора. Ну а если подключить к ТВ хороший саундбар или даже систему 5.1, то будет вообще сказка. Главное, чтобы ваш телевизор поддерживал формат Dolby Atmos, как его поддерживает телевизор Hisense.