«Дюна» — фильм, наполненный видами чужих планет, космическими кораблями размером с небоскреб и отличным актерским составом. Смотреть его — одно удовольствие, особенно на большом экране. Но есть еще один недооцененный элемент, который связывает все воедино: звуковое оформление. Оно практически вдохнуло жизнь в фильм — настолько, что благодаря ему машущие крыльями корабли-орнитоптеры Дюны кажутся удивительно реальными. Ключом к этому волшебству, по словам саунд-дизайнеров Тео Грина и Марка Мангини, стало внимание к захвату и использованию органических звуков, а не фантастических цифровых творений.

Работая вместе с режиссером «Дюны» Дени Вильневом, пара стремилась сделать «реально звучащий научно-фантастический фильм с вещами, которые мы никогда раньше не видели и не слышали», — сказал Манджини в интервью Engadget. «Это было почти как если бы вы протянули микрофон и уловили звуки, как будто эти вещи действительно существуют. Все, что мы делали… было результатом общей философии — создать саундтрек на два часа сорок минут, который бы чувствовался органично, как будто мы [снимали] документальный фильм».

Эта философия была важна для создания голоса Бене Гессерит, кажущимся сверхъестественным, которая позволяет членам религиозного ордена Дюны управлять другими людьми.

Чтобы сделать этот потусторонний голос реальностью, Грин задействовал три элемента. Это актер Джин Гилпин, который, по его словам, «блестяще» справился с созданием голосов ведьм и предков. Звукорежиссеры также записали актеров «Дюны», произносящих свои реплики несколькими разными способами, которые они воспроизвели через сабвуфер и записали конечный результат. Это вековая техника, известная как «worldizing», или запись звука, воспроизводимого через динамики в физическом пространстве.

Последний компонент озвучки самый простой: когда персонаж начинает использовать эту технику, другие звуки в мире исчезают. В ранней сцене с Полом Атрейдесом мы переходим от утренних звуков птиц и далекой грозы к тишине. Это жутковатый по своей сути эффект, который увлекает нас во внутренний мир сил Бене Гессерит: Как описал Фрэнк Герберт, они призывают своих предков и используют передовые психологические техники, чтобы манипулировать другими.

Грин и Манджини пошли по проторенной дорожке, создавая звук кораблей-орнитоптеров Дюны. Во вселенной фильма они эквивалентны вертолетам, но по звуку и внешнему виду больше похожи на гигантских насекомых. По словам Манджини, чтобы добиться этого, они объединили звуки большой мурлыкающей кошки, хлопающей на ветру с большой скоростью палатки и трепещущих крыльев большого жука. Они также не работали с уже существующими библиотеками звуков. Грину пришлось принести жука в тихую комнату и каким-то образом получить приличную запись.

И все это только для звуков крыльев орнитоптеров. Для создания двигательной системы дуэт взял записи пчелиных ульев и модулировал их, чтобы они звучали как обороты двигателя автомобиля. Смещение крыльев корабля также исходило из маловероятного источника: автомобиля Chevy Volt самого Манджини.

После завершения работы над «Дюной» саунд-дизайнеры насчитали 3 200 новых звуков, которые они разработали для фильма. По словам Манджини, только три или четыре из них являются электронными или синтетическими. Это напоминает то, как Вильнев подходил к визуальным эффектам в «Дюне» и своих предыдущих жанровых фильмах: использовать реальные эффекты, когда это возможно. Для звукорежиссеров стремление к аутентичности также привело к использованию некоторых изобретательных методов. Например, зияющая пасть огромных песчаных червей Дюны начиналась как звук Манджини, наполовину заглатывающего микрофон.

Грин сравнивает использование органических звуков со способом избежать «сверхъестественной долины», от которой страдают некоторые визуальные эффекты. Наши глаза понимают, когда некоторые вещи выглядят ненастоящими, и это выводит нас из реальности фильма. Я думаю, что «долина сверхъестественного» находится в звуке», — сказал он. «Именно эти крошечные сложности и крошечные нюансы, которые можно получить только из органически полученной вещи, продают что-то как настоящее».