How do you do, fellow kids? У нас необычный антураж, потому что у нас необычный компьютер. Да, это именно ПК, а не клавиатура. Spectrum, модель ZX +2, компании из Великобритании — Sinclair Research.

Машина, которая считается легендой своего времени. Spectrum использует аудио кассеты для загрузки программ, имеет на борту передовые 128 килобайт оперативной памяти, подключается к телевизору, у него есть собственный язык программирования, а игры для него пишут и по сей день! Сегодня мы сделаем обзор на этот компьютер. И попробуем разобраться, почему компьютеры Spectrum считают легендарными!

История, кратко.

Как и за любой уникальной машиной, за ней стоит не менее уникальный создатель.

Клайв Синклер начинал свою деятельность в далеком 1961 году. Это был техно-журналист, который по вечерам у себя дома мастерил радиоэлектронику. Получив ссуду в 50 британских фунтов и вооружившись идеей о том, что электроника должна быть компактной, современной и дешёвой, Клайв пошёл покорять мир.

Путь был долгим и тернистым. Изначально компания называлась Sinclair Radionics и разрабатывала простую электронику. Компактные радиоприёмники, которые можно носить как часы, калькуляторы, отдельные платы для радиолюбителей.

Спустя 10 лет Клайв не поделил бразды правления с инвесторами. Да и сам уже не хотел делать калькуляторы, его мечтой были домашние компьютеры. Поэтому, прихватив с собой заработанные деньги и права на имя, переименовал ранее купленную другую компанию в Sinclair Research. За свою многолетнюю историю Sinclair Research продали более 5 миллионов устройств. А их ПК ZX Spectrum стал самым продаваемым компьютером в Великобритании 80-х.

Внешний вид нашего образца

Собственно, у нас в руках — ZX Spectrum +2. Если считать по поколениям, то это четвертая итерация домашнего компьютера Spectrum, вышедшая в 1986 году. К сожалению, к выходу этого компьютера Синклер выкупила другая компания. Этот ПК создан на последних наработках Sinclair Resarch.

У Spectrum прагматичный дизайн. Ничего лишнего, никаких закруглений и прочих радостей юзер экспириенса. Всё в компактной, квадратной оболочке.

Сзади, у нас разъёмы под подключение различной периферии: для подключения к ТВ, питания и вывода звука. На левой стороне кнопка включения и два входа для подключения Джойстиков. Тонкий разъем для других устройств.

Вход кейпад был нужен для подключения сторонних клавиатур, которые в некоторых версиях шли в комплекте. Также в этот разъём подключался пистолет для игр.

Слева у нас клавиатура, стандартные пластиковые клавиши, ничего особенного. Есть пару необчных обозначений, о чем позже.

Нажимаете нужную клавишу, компьютер начал считывать данные с кассеты, ещё одну и вам открывается меню программирования и так далее. В нашей версии, от такой практики было решено отказаться. Оставили пару самых значимых клавиш, которые также помогали при программировании. Но это была всё ещё машина заточенная под кодинг, просто убрали обозначения с клавиш. Нажимается до сих пор божественно.

А вот справа уже интереснее. Это проигрыватель кассет. Но не для музыки, а для загрузки программ! Это первая версия со встроенным кассетником.

Тут нужно пояснить. В 80-е уже существовали как жёсткие диски, так и флопи-дисководы для дискет. Но как я уже говорил, Клайв хотел делать доступные ПК. Поэтому некоторыми удобствами пришлось жертвовать. В данном случае, куда выгоднее было поставить кассетник, чем жёсткий диск. Это кратно удешевляло производство, а на хранение и записывание информации в то время, объёма кассет было достаточно.

Не говоря уже о том, что флопи-дисководы и жёсткие, того времени были очень объёмными устройствами. Это не вписывалось в концепцию компании, что домашние ПК должны быть компактными. Но к этому мы еще вернемся.

Стоил такой Spectrum — 150 фунтов. На наше время, это примерно 560 фунтов или примерно 42 тысячи рублей.

Кстати за устройство спасибо Яндекс.Музею, в котором еще много другой ретро-техники. Рекомендуем к ознакомлению.

Железо

Давайте разберемся как работал компьютер?

Тут два типа памяти. Давайте теперь изучим железо, посмотрим на передовые технологии 80х годов.

ROM — Наш ПЗУ был забит языком программирования Basic и системным меню прямо с завода. И большее ее не трогали. Именно из ПЗУ компьютер грузится во время включения. Для того, чтоб запустить какуюто программу (кроме стандартной) — нужен второй тип памяти — оперативной.

RAM — Оперативная память как я и говорил раннее 128 Кб. Но, что интересно. Постоянной памяти здесь в ЧЕТЫРЕ РАЗА меньше — 32 Кб. Что как бы выглядит странновато, если смотреть из 2022 ujlf. Накопители современные наоборот, имеют больше памяти.

CPU — Процессор Zilog Z80 A Разработанный ещё в 1975 году, процессор был доминирующим на рынке, вплоть до начала 90-х годов. Выполнен по техпроцессу 3000 нанометров, или 3 микрометра, да вы не ослышались! Выходит сейчас процы примерно в тысячу раз круче.

Тактовая частота была 3,5 Мгц. В то время даже и не помышляли о Гигагерцах.

Но откуда взять программы?

Основной метод хранения был с помощью кассет, на которые записывались нужные вам программы. Они в свою очередь выгружались в оперативную память. Если вам нужно сохранить какое-то изменение в программе, то её нужно было выгрузить обратно на кассету.

Почему так? Всё дело в практичности и доступности. Было проще выгрузить данные из кассеты прямо в оперативку. Это не очень удобно, сидеть и каждый раз ждать когда загрузится любимая игрушка, так как эта выгрузка занимала время. Но вам не надо было переплачивать лишние 200 фунтов, за жёсткий диск.

Кассетник — cамая, по моему мнению, интересная часть этого аппарата. Для запуска игры или программы, вам понадобится вот такая кассета на магнитной ленте. По сути своей, нет никакой магии.

Как это работает?

Магнитола с кассетником, считывает информацию с кассеты и преобразует её в звук. Кто сказал, что нельзя перевести эту информацию в нули и единицы?

Любой дата файл можно представить как звуковое колебание. Представим что когда сигнал находится на пике волны, это единица. Когда сигнал на дне, это ноль. Если записать звук в определенной последовательности и с определённой скоростью, используя специальное ПО, компьютер сможет перевести эти волны в нули и единицы.

Кстати, древние суперкомпьютеры 50-х тоже работали на магнитных лентах, правда они были побольше размером, но принцип тот же. Такая кассета вмещала в себе данных на примерно 200 КБ и могла вместить в себя несколько программ и игр.

Положа руку на сердце, такие спецификации железа сейчас выглядят даже комичными. Но вот вам пища для размышления. Компьютер посадочного модуля Apollo-11, 1969 года, имел на борту 4 кб оперативной памяти и со своей задачей он справился прекрасно.

Что же умеет этот компьютер? А главное как он это делает?

ПО. Программирование, программы, игры.

Первое поколение ZX Spectrum вышедшее в 1982 году, решил много проблем того времени. Одна из них, это обучение программированию.

В Sinclair придумали на основе Basic свой простенький язык программирования — Sinclair Basic. Первая версия языка носила подзаголовок 48. Поколения, начиная с ZX 128, Basic 128.
В то время, было популярно придумывать свой язык программирования под разные марки ПК. Тот же оригинальный Basic получил, несколько десятков ответвлений. Делалось это по двум причинам.

Во-первых, в целях рекламы. “Мы придумали свой язык программирования!”.

Во-вторых, каждый из разработчиков хотел занять свою уникальную нишу, чтобы все программировали только на их языке. Язык затачивался под экосистему нужного ПК.

Операционных систем в знакомом нам виде ещё не было. Чтобы запустить даже простейший функционал, нужно было написать команду на языке, который понимал ваш компьютер. Помните мы упоминали о горячих клавишах? Это было одной из главных особенностей языка Sinclair Basic. На первых Spectrum, на клавиатуре были обозначения команд программирования.

Всё потому, что первые версии ПК использовали язык программирования Basic 48. А у этого языка есть особенность, все команды вводятся “токенами”. Нажал одну клавишу и у вас выполняется сразу целая команда. Например, вам нужно проверить как звучит динамик. Для этого нужно нажать клавишу Shift + Z, получится команда BEEP. Ваш динамик издает писк.

Или вам надо сохранить программу на кассету? Для этого есть клавиша S или SAVE. Вам понадобился рандомайзер? Не беда! Достаточно нажать клавишу T.

Плюс токена, заключался в том, что при хранении целая команда, занимала всего лишь 1 байт информации. Это помогало уменьшить вес программы.

По задумке Sinclair Research, это должно было упростить процесс программирования. Хотя по неизвестной причине, вместо классических пластиковых кнопок, их сделали резиновыми и тугими. Многие пользователи жаловались, что играть в игры было неудобно.

Но позднее, с выходом языка Basic 128, эту манеру “общения” с ПК изменили. Теперь вам нужно было вводить команду по символам. Хотя после ввода, Basic всё равно конвертировал команду в токен. Но теперь эти команды можно было редактировать по символам. Поэтому, основные “горячие” клавиши убрали за ненадобностью.

Даже ребёнок мог начать программировать используя этот язык и небольшой мануал. Если вам интересно, то в на просторах интернета вы можете скачать эмулятор и попробовать запустить пару программ самостоятельно.

А если очень приспичит, то можно и попробовать написать простенькую программку. Есть замечательный сайт https://zxdemos.ru/ Ребята называют себя “Спектрумистами”. Там вы можете ознакомится с азами программирования, задать интересующий вас вопрос и попробовать написать свою программу для Spectrum. При всем при этом у компьютера есть свой интерфейс. Как он выглядит?

При запуске нас встречает BOOT меню:

Tape Loader — это загрузка кассеты. Запуск программы или игры осуществлялся через это меню.

Собственно процесс заключается в том, что кассета должна проиграться полностью. И таким образом информация с нее загрузится в оперативную память девайса.

Вообще игры на Specrtum пользовались популярностью. И что уж там говорить, многие покупали Spectrum именно ради игр. Давайте поподробнее.

Я порубился в Робокопа. Судя по всему лицензионного, выпущенного к фильму. В некоторых коммерческих версиях, наш Spectrum шёл даже с джойстиком! Хотя качества он был не самого лучшего. Очень сильный люфт.

Более того, игры на Spectrum пишут и по сей день! Если зайти на сайт Spectrumcomputing, ещё одно сообщество любителей Ретро, затем перейти на вкладку “релизы”, то вы увидите как много свежих игр выходит на Spectrum! А ведь на этой вкладке больше 1000 страниц. Кстати, беглый просмотр авторов, выявил много российских разработчиков. Вот тут, есть даже целый мануал как написать свою собственную игру!

Яндекс.Музей проводил конкурс Ретро игр. В составе жюри заседает великий Джон Ромеро — создатель DOOM, QUAKE. Это говорит нам о востребованности этого жанра. Игры, сделанные конкурсантами, можно потыкать на сайте через эмулятор. И качество разработки очень подросло за это время.

Кстати, надо упомянуть про разрешение и цвета — ZX 128 поддерживал разрешение 256 на 192 точек. Максимальное количество цветов 8 штук. У каждого цвета было по 2 оттенка, стандартный и для повышенной яркости. И конечно же — звук. За него отвечает Yamaha, AY-3-8912.

А теперь давайте пробежимся по остальным пунктам меню. 128 и 48 Basic — это выбор языка программирования. О них мы уже рассказали, хочется отметить, что именно в нашей версии компьютера, можно было выбрать, на каком языке вам надо начать работу. Так как языки не дружили друг с другом, поэтому приходилось выбирать на чём работать.

Calculator — Без лишних слов, это калькулятор. Очень полезная вещь в хозяйстве!

Tape Tester — вроде как в нашей версии ПК, этой функции не должно быть. Но если есть: Tape Tester, это проверка нашего кассетного привода на рабочее состояние.

Посмотрите, нет ничего лишнего! Всё просто и понятно. Имея на руках нужные инструкции, вы за пару дней сможете написать программу, для учёта квартплаты по счётчикам.
Были и готовые решения. Посмотрите, вот например программка для расчёта НДС. А вот графический редактор!

Этот тонкий разъём, для подключения микродрайва. Одно из многих изобретений Клайва Синклера.

Эта штука была на замену медленному, но дешёвому кассетнику и альтернативой дорогому жёсткому диску. Сюда вставлялись вот такие картриджи, которые были намного меньше и быстрее стандартной кассеты.

Можно было подключить вот такой принтер.

Но как мы видим сейчас, мы адаптировали разъём для подключения к Spectrum блока для чтения SD-карточек.

Вывод, прощание

В чём же заключается “легендарность” Spectrum? Первая версия, имея ценник в 125 фунтов, когда ближайший конкурент BBC Micro имел цену в 250, могла предложить точно такой же функционал. С учётом инфляции на наши реалии — это где-то 500 и 1000 британских фунтов стерлингов. Даже если программа или игра была написана под операционку BBC, её всё равно рано или поздно портировали бы на Spectrum.

Вам не нужен монитор, домашний ТВ вполне подойдёт. Если у вас была версия без кассетника, очень легко подключался любой домашний магнитофон. Невозможно подсчитать, сколько детей того времени учились программированию именно на этой машине.

Если посетить форум Spectrum-энтузиастов, каждый второй комментарий, будет о сладких воспоминаниях, первых шагов в программировании на Spectrum. Народная любовь и доступность, сделали своё дело. В любом обзоре нашего времени, вы не услышите слово “Spectrum”, без приписки “Легендарный”!

Ещё стоит отметить, что популярность Spectrum, привела к его массовому клонированию. На территории СССР Spectrum был известен под названиями: Балтик, Бриз, Бэйсик, Вега, Восток, Дельта, Дубна и список можно долго продолжать! То же самое творилось и по всему миру. И разве не это главное признание?