Не могу отделаться от ощущения при каждой новой распаковке, что чего-то не хватает… Первой зарядку из коробки смартфона убрала Apple, в 2020 году на презентации iPhone 12. Громко и ясно!

Другие компании сначала высмеяли купертиновцев, а затем также перестали класть зарядку в комплект к телефону. Особенно отличилась Samsung, которая через короткое время начала троллить конкурента. Однако через несколько месяцев все материалы были удалены, так как компания готовилась к запуску Galaxy S21, в комплекте которого тоже не было зарядки.

Компания Xiaomi сначала также подхватила этот тренд, выпустив в конце 2020 года Xiaomi Mi 11 без зарядки в комплекте, но при этом дала возможность покупателям получить её бесплатно, а затем с выходом Xiaomi 12 вернула зарядку в комплект, прислушавшись к своим пользователям.

Компания Google решила присоединиться к Apple и Samsung и оставила покупателей смартфонов линейки Pixel 6 без зарядного устройства в комплекте. Но почему компании так поступают?

У этого есть два популярных объяснения: кто-то скажет, это сделано только из-за погони корпораций за прибылью, более прекраснодушные люди скажут: что дело в заботе об экологической обстановке. Однако не всё так просто и у, казалось бы, элементарного решения не класть блок питания в комплект к смартфону есть гораздо более любопытные причины. Давайте разберёмся, как это устроено.

Экология

Сами компании объясняют отказ от комплектной зарядки, в первую очередь, заботой об экологии. На презентации iPhone 12, Apple назвала беспокойство об экологии единственной причиной исключения зарядки и наушников из коробки. И похоже, основания, у этого есть.

Американское издание The Verge, со ссылкой на исследование института ООН, заявляет, что к 2020-му году было выброшено зарядок на 54 000 тонн. Это много или мало? Относительно всего электронного мусора, не очень, одна десятая процента от 57 миллионов тонн. Эта цифра, в свою очередь, составляет меньше 3% от объёма всего мусора, создаваемого человечеством ежегодно — 2 миллиардов тонн.

Однако давайте представим, сколько места занимают одни лишь выброшенные зарядки. Если мы возьмём среднюю плотность отходов на свалке в 300 кг на кубический метр и среднюю высоту свалки в 6 метров, около двух этажей, то получается, что площадь, занимаемая одними только зарядками, равна площади Владимирской области (30000 км2).
Согласитесь, цифры внушительные. Но это только полбеды. Другая проблема в том, что эти отходы сложносоставные и не перерабатываются полностью.

А вообще, зарядка это совсем неглупый гаджет. Забавный факт, что простой блок питания, по словам инженера Apple, обладает большей вычислительной мощностью, чем бортовой компьютер космического корабля «Аполлон-11», доставивший американских астронавтов на Луну в 1969 году. А вроде кажется, где простая зарядка к телефону, а где компьютер, вошедший в историю. Дальше нам это будет важно.

Электронный мусор продолжает накапливаться из года в год и каждые 15 лет его количество удваивается. Согласно исследованию института ООН, в 2019-м году было переработано всего лишь 17 процентов электронных отходов, всё остальное лежит на свалках и отравляет почву, делая её непригодной для земледелия, даже если свалку закроют.

Но проблема не столько в количестве, сколько в токсичности таких отходов. Может, блок питания можно легко переработать и никакой проблемы для окружающей среды не будет? Тут скорее нет, любой блок питания состоит из множества материалов — медь, алюминий, кремний, олово используются для «внутренностей», а корпус сделан из АБС-пластика.

По отдельности, эти материалы легко перерабатываются, но возможности по переработке электроники, состоящей из множества разных материалов пока что крайне ограничены, поэтому беспокойство больших корпораций по этому поводу вполне оправдано, никому не хочется быть виноватым за столь масштабные загрязнения.

А что говорят сами компании? На странице сайта компании Apple, посвящённой усилиям компании по охране окружающей среды, сказано, что отказ от зарядки в комплекте поставки iPhone 12 позволил сократить добычу меди, олова и цинка больше, чем на 550 000 тонн, что означает меньше выбросов, связанных с добычей и обработкой этих металлов. Сама Apple говорит, что отсутствие зарядки в комплекте спасает планету от 2 000 000 тонн выбросов углекислого газа в год, что эквивалентно выбросам 500 000 машин в течение того же года. Тем не менее, это все равно капля в море. Остальные производители используют более обтекаемые формулировки и конкретных цифр не называют.
Однако ни Apple, ни Samsung, ни Google отнюдь не перестали производить блоки питания, а производство зарядок отдельно всё равно приводит к выбросам углекислого газа. И главное — не торопятся делиться результатами своих экоусилий. Поэтому заботу компаний об экологии вряд ли можно считать главной причиной отсутствия зарядки в коробке, такой аргумент звучит неубедительно, когда зарядки хоть и пропали из комплекта поставки, но отдельно их всё равно производят и продают.

Экология — это скорее имиджевая часть. Давайте поймем, что там с финансовой. Ведь “Фззду наверняка хочется навариться, продав нам больше зарядок, ведь так?” Сейчас мы разберём и эту точку зрения.

Прибыль

Казалось бы: сокращение комплекта поставки – довольно простой и очевидный способ заработать больше с каждого смартфона. Но насколько больше? Давайте посчитаем.
Мы можем открыть финансовый отчёт Apple за март 2021-го, то есть спустя почти полгода после запуска iPhone 12. Однако всё, что тут есть по зарядкам — это общая стоимость проданных аксессуаров, часов и колонок HomePod, нам это не подходит.

Зато, есть исследование британского издания Daily Mail, согласно нему Apple экономит около $35 с каждого iPhone без наушников и зарядки в комплекте, по 17 с половиной долларов с каждого аксессуара. Получается, что при проданных за полгода с момента начала продаж 190 миллионах iPhone 12, компания сэкономила приблизительно 6,5 млрд долларов на наушниках и зарядке и 3,25 млрд долларов только на одной лишь зарядке.

Теперь вернёмся к отчёту Apple. Согласно нему, чистая прибыль компании за те же полгода составила 52 миллиарда долларов. Получается только благодаря отказу от комплектной зарядки, компания обеспечила себе около 6% прибыли. Звучит уже неплохо.

Однако Apple убрала зарядку не только из коробки iPhone 12. После выхода iPhone 12, Apple изменила комплект поставки моделей предыдущих поколений – iPhone 11 и iPhone XR, также убрав из них зарядку и наушники, компания назвала такое решение slimbox. Таким образом, компания мотивирует при покупке даже не самых новых моделей дополнительно потратиться на зарядку.

С другой стороны, iPhone 11 с зарядкой в момент выхода стоил столько же, сколько и iPhone 12 без зарядки — от $699. Затем, iPhone 11 без зарядки стал стоить на $200 дешевле — от $500. Да и стоимость стандартного 18-ваттного блока питания после выхода iPhone 12 снизилась на треть, было $29, стало $19. То есть компания не такая жадная, как может показаться на первый взгляд.

По итогу можно сказать, что увеличение прибыли — значительный фактор, но настолько ли он значительный, чтобы компании были готовы к негативной реакции пользователей Может быть, есть что-то ещё?

Логистика

И тут мы приходим к одной из самых главных причин отказа от комплектной зарядки. Это логистика. Помимо того, что смартфоны нужно произвести и упаковать, их нужно довезти до места продажи. То есть как это обычно устроено, с завода устройства отправляются в морской порт или аэропорт, оттуда их доставляют на центральный склад страны и региона назначения, и оттуда они развозятся по складам поменьше и магазинам.

Бывает, что логистика смартфона не предусматривает его долгую и далёкую доставку по всему миру. Например, Samsung производит смартфоны в Индии, Южной Корее и Индонезии преимущественно для локальных рынков этих стран или регионов. Это позволяет значительно сэкономить на логистике.

А вот для кого ситуация обратная, так это для компании Apple, давайте её рассмотрим подробнее. Все iPhone производятся на комплексе производств, принадлежащих небезызвестной Foxconn. Оттуда и начинается долгий путь iPhone от конвейера к полке магазина. Согласно статье The New York Times, после сборки, коробки с iPhone складываются на деревянные паллеты и направляются к грузовикам, которые вывезут смартфоны за пределы завода. Первой остановкой за пределами завода является таможня, где, формально, Foxconn продаёт iPhone компании Apple, и та уже решает, куда их доставлять.

Рассмотрим маршрут доставки, если пунктом назначения для партии iPhone является США, в таком случае, грузовики везут смартфоны в аэропорт, где их загружают в самолёт Boeing 747. Он отправляется сначала на Аляску, в Анкоридж, а затем, после заправки – в город Луисвилл, штат Кентукки, там расположен крупный транспортный хаб, и уже оттуда iPhone развозят по локальным складам, а оттуда по магазинам. Всего такая дорога занимает в среднем 3 дня.

Но как можно выиграть, уменьшив коробку гаджета? Слово «объём» тут ключевое. Смартфоны и аксессуары к ним от места производства к месту распределения доставляются самолётами и наземным транспортом, как мы уже выяснили. Компания Apple утверждает, что с выходом iPhone 12 без зарядки и наушников в комплекте, на один деревянный паллет теперь помещается на 70% больше коробок со смартфонами. Если посчитать самостоятельно, то получится что объём коробки с iPhone 12, без зарядки и наушников, на 52% меньше объёма коробки iPhone 11, с комплектными наушниками и зарядкой. Возможно, дополнительные 20% вместимости достигнуты какими-то другими оптимизациями.

Apple не даёт конкретных цифр продаж своих зарядок, поэтому подсчитать экономию можно лишь примерно, но давайте попробуем.

Известно, что из 240 миллионов произведённых в 2021-м году iPhone, в Китае было продано 40 миллионов, а значит остальные 200 миллионов Apple развезла по всему миру. Когда Apple продавала смартфоны с зарядкой и наушниками в комплекте, в один самолёт Boeing 747 помещалось 150 000 коробок с iPhone. То есть для доставки из Китая 200 миллионов смартфонов потребовалось бы около 1300 авиарейсов. С уменьшенным объёмом коробки получается, что одним рейсом того же самолёта стало возможным доставить 250 000 коробок, а доставка 200 миллионов iPhone займёт всего 800 рейсов.

И мы можем посчитать сколько это стоит. Чтобы подсчитать, сколько Apple экономит на такой оптимизации авиарейсов, обратимся к статье Forbes, в которой говорится, что стоимость полёта самолёта Boeing 747 составляет $25000 в час. Перелёт из Китая на Аляску занимает 9 часов, значит стоимость одного рейса будет составлять примерно $225 000. 1300 таких рейсов будут стоить внушительные — 290 миллионов долларов, 800 рейсов будут стоить 180 миллионов долларов, всё ещё существенно, но экономия будет составлять аж 110 миллионов долларов в год, неплохо так, согласитесь. На одной только перевозке гаджета. Конечно, какое-то количество дополнительных рейсов потребуется для перевозки зарядок отдельно, но их нужно значительно меньше.

Также, такая оптимизация очень помогает во время ажиотажного спроса. Издание MacRumors.com подсчитало, что за сезон рожденственких праздников в конце 2021-го года Apple продала 40 миллионов iPhone 13. Что в два раза больше, чем Apple отгрузит за первый квартал 2022-го года. Удовлетворить такой спрос с прежними объёмами перевозок было бы крайне проблематично.

Говоря в целом, в начале ролика, в разделе про экологию, мы разобрали, что странно говорить про сокращения выбросов углекислого газа, если зарядки всё равно производятся, только теперь отдельно. Так вот, для экологии производства такой аргумент действительно не очень подходит, а вот если рассмотреть экономию на логистике – то вполне. Доставка смартфона – сложный, многоступенчатый процесс, и тратить ресурсы на перевозку зарядки, которая согласно статистике, и так уже есть у 6 из 7 людей в мире, выглядит не очень оправдано.

Получается, что именно на логистике компании больше всего экономят. То есть главная причина сокращения комплекта поставки заключается как раз таки в упрощении логистики, так достигается значительная экономия средств, и как приятный бонус, сокращаются выбросы вредных веществ в атмосферу.

Получается, у производителей смартфонов есть довольно много причин больше не класть зарядку в комплект к смартфону. И даже не все из них являются надуманными, а идут на пользу и покупателю, и производителю.