Обычно презентации крупных компаний, таких как Apple и Samsung — это большие мероприятия, их смотрит масса людей и при этом не только журналисты. Но часто на таких презентациях демонстрируют эволюционное обновление своей продукции без каких-то революций, а иногда вообще улучшения надо еще поискать. Но есть компания, у которой все наоборот — Tesla.
Хоть их недавняя презентация AI DAY была интересна только энтузиастам и профильным журналистам, компания на ней выкатила просто невероятные продукты и главное показала в каком именно направлении будет двигаться в будущем.
Сегодня мы разберемся что же такого Tesla представила и объясним почему эта презентация, возможно, одно из самых важных событий в мире технологий за последние годы.
Устраивайтесь поудобнее, сегодня речь пойдет о человекоподобных роботах их связи с самым мощным в мире суперкомпьютером, а также мы посмотрим на настоящее будущее.
Введение
Начнем с очень важного дисклеймера, который нужно просто понять и принять перед этим разговором: Tesla — это не автомобильная компания!
Да, она производит автомобили и говорить о ней в отрыве от их них просто невозможно. Само собой, на данный момент, эти автомобили являются основным их доходом. Но Tesla, в отличие от большинства других гигантов, сосредоточена совсем не на том, чтобы условный бизнесмен, сидя в шикарном кожаном массажном кресле какого-нибудь люксового автомобиля и попивая шампанское из встроенного холодильника, решал деловые вопросы.
Судя по тому что мы видим, им вообще относительно наплевать на люксовую составляющую своих автомобилей или на то, что кто-то будет докапываться до скрипучего пластика в салоне. Все силы компании направлены на три очень важных части, ведущие к настоящему автомобилю будущего. Ну или просто к технологиям будущего!
Этапы
Первый — это новое поколение аккумуляторов. Tesla, как и многие компании в мире, вкладывают огромные деньги в разработку и создание новых поколений литий-ионных аккумуляторов — более безопасных, экологичных, которые будут легче в утилизации и переработке. Ну и конечно улучшение скорости зарядки, емкости и долговечности!
Второй — новые технологии в сборке, производстве и доставке автомобилей. Они работают над тем, чтобы максимально удешевить и ускорить каждый этап начиная от выплавки и сборки автомобилей и заканчивая вообще покупкой самого автомобиля. Вспомните хотя бы о тех гигапрессах, о которых мы вам уже рассказывали.
Вот и недавно Маск заявил, что хочет добиться того, что передняя и задняя часть их автомобилей просто состояла из одной детали каждая!
Ну а с заказом их машин они вообще навели шороху в свое время перешагнув через диллеров — купить Tesla можно просто за несколько кликов прямо с телефона, а через некоторое время ее доставят прямо вам под дверь! Или она сама к вам приедет, почему нет?
Ну и третий этап, самый важный — это программная часть их машин. Они явно поставили себе задачу как можно скорее избавиться от абсолютно ненужного кожаного мешка между рулем и сидением, хотя правильнее сказать, что они хотят просто убрать руль и педали из своих машин.
И вот тут с точки зрения терминологии будет уже очень правильным говорить, что они стремятся не к машине будущего, а к настоящему роботу будущего, который будет безопасно транспортировать людей по их желанию. И если раньше это были просто догадки, то последняя презентация подтвердила намерения компании еще больше. Да и кроме того они кинули заявку на то, чтобы стать полноценной компанией, которая делает настоящих роботов!
DOJO
Начать стоит с компьютера DOJO, о котором мы вам уже рассказывали. И тут стоит сказать, что теперь компания пошла дальше, чем просто собрала свой суперкомпьютер. Они разработали и создали свой чип, который получил название D1, на котором будет основан новый вычислительный центр!
И если NVIDIA 100-й серии или другие серверные чипы были созданы для решения широкого спектра задач, то новый чип Tesla создан с одной единственной целью — обучение нейросети, которая прогоняет через себя терабайты данных.
И конечно Tesla, как и во многих своих решениях, пошла нестандартным путем. Однако нашим зрителям этот подход будет знаком — вспомните Cerebras CS-1, про который мы делали отдельный материал.
Обычно на выходе из производства каждая пластина разрезается на отдельные чипы и к каждому из них подводится целая куча выводов и контактов. Потом эти чипы собираются между собой на серверных стойках. Такой подход дешевле, но это непременно приводит к уменьшению скорости передачи и обработки данных.
В случае с Cerebras или Tesla D1 пластины изначально производятся таким образом, что каждый отдельный чип уже связан друг с другом прямо на кремниевой пластине, и необходимо сделать выходы только на краях самой пластины. Каждая же пластина содержит в себе двадцать пять отдельных чипов D1.
Это откровенно рискованный шаг, так как любая ошибка при производстве и всю дорогую кремниевую пластину скорее всего можно просто выкидывать.
Однако и плюсы огромные: скорости обмена данными возрастают очень значительно!
Каждый чип D1 имеет 50 миллиардов транзисторов и 354 обучающих узла на базе 64-разрядного суперскалярного процессора с четырьмя ядрами каждый. Он произведен по 7-нанометровому техпроцессу. Кто именно производит чип неизвестно, но можно предположить, что это Samsung, так как именно корейцы занимаются производством чипов для автомобилей компании.
Скорость передачи данных в новом процессоре поражает. Tesla заявляет о том, что это 16 Терабайт в секунду! При этом им пришлось разработать и совершенно новые разъемы для подключения пластины, по 10 из которых расположены на каждой из сторон — каждый разъем способен передавать до 900 гигабайт в секунду! Для сравненния PCI-e Gen 4 имеет пропускную способность около 64 Гигабайт в секунду.
При этом Tesla не раскрывает подробностей, но она каким-то образом умудрилась обойти вопрос перегрева и отвода просто безумного объема тепла, выделяемого этим монстром.
У компании есть план собрать суммарно 120 таких пластин чтобы получить 3 000 чипов Tesla D1. Это сделает новый суперкомпьютер самым мощным компьютером по обучению искусственного интеллекта в мире! Вся эта мощь необходима компании только для одной цели — им надо обучить нейронную сеть распознавать вообще все! Сейчас поймете о чем мы.
Автопилот
Вспомним автопилот компании. Для успешной работы он должен уметь самостоятельно и безошибочно определять, что за объекты его окружают. Он как бы помечает и отслеживает каждый объект, который видит. Исходя из этой пометки он способен оценить, а по возможности и предугадать его поведение и потенциальную опасность — куда он поедет или что возможно сделает дальше. Человек, машина, велосипед, кошка, собака, светофор, олень на дороге — что угодно: зная объект, поведение можно просчитать. И все это только исходя из визуальной картинки с восьми камер, расположенных в автомобиле! Никаких других датчиков.
Tesla отдельно гордится тем, на каком уровне их автопилот уже умеет это делать, хотя это конечно пока далеко от идеала.
И в случае автомобилей на дорогах общего пользования этот список относительно короткий. Их машины уже сейчас отлично с помощью камер умеют отличать границы дорог, даже если на них нет разметки, перекрестки, пешеходов, да и в принципе отлично могут сами ориентироваться в дорожной ситуации. Уже легко отличаются легковые машины от микроавтобуса, дорожные знаки от свисающих веток деревьев и собаки от велосипедистов. Бывают конечно исключения как с той аномальной желтой Луной, которая была воспринята автомобилем как сигнал светофора.
В общем, все это позволяет машине самостоятельно помечать и понимать, какую информацию можно для себя усвоить из каждой метки! И правило тут относительно простое — чем больше данных, тем больше точность и тем больше различных меток нейронная сеть может распознать. А больше точность значит лучше безопасность! Но компания явно не собирается останавливаться только на этом. Она идет дальше!
Робот
Вместе с новым чипом компания представила и еще один не менее, а скорее более амбициозный продукт, который может нам многое рассказать о планах компании. Встречайте, Tesla Bot — человекоподобный робот, ростом 173 сантиметра и весом 57 килограмм, разработанный для того, чтобы выполнять рутинные, скучные и просто опасные для здоровья людей задачи.
На Tesla AI Day было сказано, что робот способен передвигаться только со скоростью до 8 км/ч, чтобы если что у обычного человека была возможность убежать от него… Если что… А мы все надеемся, что этого делать не придется.
На презентации Илон Маск заявил, что Tesla выпустит бота уже в 2022 году, но к этой дате есть много скепсиса, да и сам Маск уже много раз промахивался с датой релиза своих продуктов. И, если честно, пока что, не очень понятно сможет ли вообще робот появиться на рынке в таком формате.
Однако интересно тут совсем другое. Компания планирует использовать в нем ту же самую систему из 8 камер и ту же самую нейросеть, что и в своих автомобилях. И это фактически главное, что было объявлено на презентации!
Потому что, используя данные с этого бота, компания явно планирует обучить свою нейросеть распознавать все предметы окружающие нас. Ровно так же, как они и сделали с автомобилями в свое время для обучения автопилота.
А вот правильное распознавание этих предметов даст потенциальным будущим роботам информацию о том, как с ними взаимодействовать! Более того — это нам говорит о том, что именно нейронная сеть Tesla является самым сложным и самым важным продуктом компании в далекой перспективе, которая позволит им стать компанией с гораздо большим спектром продуктов, нежели просто автомобили!
Но для создания такой огромной и сложной нейронной сети нужны не просто колоссальные вычислительные мощности, которые как раз даст новый чип компании, а также нужно очень много данных, которые можно было бы проанализировать.
Как пример — представьте, что робот идет в магазин за покупками. Ему надо будет научиться открывать холодильники с молоком, брать коробки разной формы, складывать продукты в пакет, да и вообще не мешать окружающим. Каждая такая задача сама по себе непростая, но чем больше нейронная сеть будет обучаться, тем легче ей будет в будущем. А данные эти ей предоставит первое поколение Tesla Bot.
Будущее и выводы
Вот так, поэтапно, компания идет в направлении настоящего будущего, выходящего далеко за рамки беспилотного автомобиля! Ну что — все еще считаете, что Tesla переоцененная компания? Ведь наш мир построен людьми и для людей, и все вокруг нас так или иначе ориентировано на человека.
Создание системы, а фактически полноценного робота, который бы стал нашим неоценимым помощником, который мог бы встать на сборочную линию какого-то продукта, добывать минералы в шахтах, или просто гулять с собакой за нас — это очевидное, но невероятно сложное технологическое развитие. Только вдумайтесь о потенциальном спектре возможностей. Он просто бесконечный!
Конечно тут мы опять можем вспомнить про три закона робототехники или тот же самый фильм «Я, робот» с Уиллом Смитом, где концепт таких роботов был очень ярко продемонстрирован. Кстати, актер отлично отреагировал на новости о Tesla Bot!
Ну и нельзя забывать моральные и этические стороны таких систем — это очень сложные вопросы, которые нам, как виду, предстоит в скором времени решить, но нет сомнений, что такой прогресс и развитие технологий просто завораживает.