15 марта 1906 года был зарегистрирован бренд Rolls-Royce. В этой связи мы решили вспомнить, как компания заработала статус и чего достигла к сегодняшнему дню.
Естественно, мы подадим историю под соусом технологий. Со стороны кажется, что значение этих машин исчерпывается роскошностью, которая недоступна “простым смертным”. Поэтому мало кто обращает внимание на инновации, применяемые производителем. А там есть на что посмотреть.
Идея рождения автомобилей экстракласса появилась 1 мая 1904 года на встрече двух предпринимателей Чарльза Роллса и Генри Ройса. Позже, в 1906 году, была зарегистрирована марка “Rolls-Royce LTD”. А первый автомобиль выпущен в 1907 году.
Как ни странно, бренд Rolls-Royce — эталон, но и олицетворение фразы “взлёты и падения”. В архивах имеются: титул автопроизводителя №1 среди премиальных марок, отчёты о феноменальных прибылях, официальные свидетельства банкротства и минимум 2 факта перепродажи.
Первый блин не комом
Дебютный авто — Rolls-Royce Silver Ghost — вышел под лозунгом “самый лучший в мире” и прославился, как самый надёжный автомобиль. И тут не обойтись без курьезной истории.
Клауд Джонсон (Claude Johnson), секретарь королевского автомобильного клуба, решил проверить “самый надёжный автомобиль”, устроив настолько длинный заезд, что транспорт не смог бы выдержать. Испытатель проехал более 24 000 километров. Вернувшись в королевский автоклуб, мистер Джонсон попросил механиков проверить “призрака”, посчитать неисправности и дать вердикт — сможет ли подопытный ездить дальше. Представьте удивление после того, как механик принёс счёт на 2 фунта, 2 шиллинга и 7 пенсов, а в графе неисправность числилось “вышел из строя топливный лючок”. Именно так компания заработала репутацию производителя надежнейших и технически совершенных машин.
После этой истории Rolls-Royce ждали 50 лет успешности и стабильного роста. Но с 60-ых начались финансовые трудности, а в 1971 году компания была объявлена банкротом.
Поскольку на автомобилях марки передвигалась королевская семья, то правительство решило спасти национальное достояние Англии, инвестировав в концерн 250 миллионов долларов. При этом, компанию разделили на Rolls-Royce Motor Holding и Rolls-Royce Plc, занимавшихся выпуском автомобилей и авиационных двигателей, соответственно.
Тем не менее, в 1980 году британская Vickers купила RR Motor Holding, снова оказавшуюся на грани разорения. В 1998 году фирма вновь попала на торги, где дуэль за право обладания устроили 2 крупнейших концерна Европы. В итоге, саму технологии компании покупают Volkswagen, а права на использования бренда BMW. Так что создатели “бумера” собирали легендарный автомобиль фактически из ничего, исключая мотор и дух экстаза на капоте.
Прогрессивное мышление
Первая “ласточка” Phantom выпорхнула из нового гнезда в 2003 году. Далее был Ghost и его вариации. С точки зрения инноваций, там для нас нет ничегошеньки увлекательного, поэтому перенесемся к следующим детищам.
Второе поколение “фантомов” и “призраков” получило одинаковую начинку и разные материалы отделки кузова с салоном. Затем в 2013 году на Женевском автосалоне представили Rolls-Royce Wraith и новую философию. С тех пор сидения в брендированных авто стали проектировать специально под водителя и пассажиров.
“Рискованный фастбек с лёгким помешательством”, — дал характеристику журналист Top Gear, которому довелось тестировать модель.
Тем не менее, Rolls-Royce Wraith является гигантской махиной с весом почти в 2,5 тонны и с мотором в 624 л.с. Самый мощный в семействе, кстати. Этот особняк на колёсах стоит на независимой пневмо-подвеске, которая постоянно подстраивается под окружающую среду: изменяет настройки каждые 2,5 миллисекунды, чтобы в салоне не ощущались недостатки дорожного полотна. При этом, какова бы ни была скорость, логотип RR в центре колеса никогда не изменяет положения из-за подшипника и противовеса.
Мало кто знает, что каретные двери, петли которых располагаются ближе к багажнику, запрещены законом в большинстве стран, поскольку могут открыться на скорости. Но британских инженерам Rolls-Royce удалось отстоять традиционный механизм, доказав в 2003 году его безотказную работу. Секрет в электро-механическом устройстве, встроенном в дверную ручку, которое блокирует открытие в пути или при аварии.
Если такое внимание к деталям не заставляет трепетать ваше сердце, то перейдем к более внушительным достижениям. Например, коробке передач, работающей вкупе с навигационным пакетом. Фокус в том, что система отслеживает траекторию движения, чтобы спрогнозировать повороты на трассе. Во время совершения маневра на большой скорости, коробка не станет переключать передачи вообще, поэтому мощность двигателя будет равномерной.
Конструкторы RR довольно чопорные люди, которые годами отдают пальму первенства шику, а не достижениям науки и техники. К примеру, все приборы до сих пор аналоговые, потому что тяжело сделать роскошный цифровой дисплей. Но и тут нашелся выход — проекционный экран прямо на лобовом стекле пред водителем. Туда выводятся показатели скорости, навигации и другие данные, доступные в бортовом компьютере.
Ожидаемо, что в 2015 году циркулируют слухи, будто Rolls-Royce вот-вот выпустит версию автомобиля с электромотором или, что более вероятно, с “гибридом”. Туда же могут перекочевать достижения BMW i серии, вроде рекуперации энергии.
Отрадно такое слышать, даже если это и не вся правда, ведь это сигнализирует о заинтересованности в технологическом превосходстве даже у люксовых представителей индустрии. Теперь, чтобы быть лидером в секторе бизнеса или хотя бы “остаться в седле”, необходимо добавлять бонусы, вроде “умного” GPS. А там и до суперкаров с автопилотами недалеко.
P.S. К слову, о надёжности RR — более 80% автомобилей, созданных за всю историю бренда, всё ещё на ходу.