Выдающийся французский физик приносит извинения, признав, что вирусная фотография «далекой звезды», которой он поделился в Твиттере, на самом деле не была сделана космическим телескопом Джеймса Вебба (JWST) стоимостью 10 миллиардов долларов, а была просто кусочком свиной колбасы чоризо.

31 июля Этьен Кляйн, директор по исследованиям Французской комиссии по альтернативным источникам энергии и атомной энергии, отправил фотографию своим подписчикам в Twitter (их более 90 тысяч) и заявил, что это новая фотография телескопа Уэбба, на которой изображена ближайшая к нашему Солнцу звезда.

«Снимок Проксимы Центавра, ближайшей к Солнцу звезды, расположенной на расстоянии 4,2 световых лет от нас», — написал Кляйн в Твиттере. «Она была сделана космическим телескопом Джеймса Уэбба. Такой уровень детализации… Новый мир открывается день за днем».

Этот твит стал вирусным и был ретвитнут тысячи раз, поскольку люди восхищались возможностями телескопа Уэбба, который поразил мир невиданными ранее космическими фотографиями, включая снимки самых старых галактик, которые когда-либо наблюдались.

В последующих твитах Кляйн показал, что то, что он написал в Твиттере, было всего лишь кусочком колбасы.

«Что ж, когда наступает час коктейлей, когнитивные предубеждения, похоже, находят массу удовольствия… Остерегайтесь этого», — пишет Кляйн. «Согласно современной космологии, ни один объект, связанный с испанской стряпней, не существует нигде, кроме как на Земле».

«Учитывая некоторые комментарии, я чувствую себя вынужденным пояснить, что этот твит, показывающий якобы снимок Проксимы Центавра, был формой развлечения. Давайте научимся остерегаться аргументов авторитета в той же степени, что и спонтанного красноречия некоторых изображений…».

Однако, получив гневную обратную реакцию на свой твит, ученый через несколько дней извинился за распространение «фальшивых новостей», которые привели в замешательство большое количество людей, заявив, что это была всего лишь шутка, призванная предупредить его последователей о необходимости с осторожностью относиться к фотографиям, увиденным в Интернете.

«Я пришел принести свои извинения тем, кого моя мистификация, в которой не было ничего оригинального, могла шокировать», — пишет он. «Я просто хотел призвать к осторожности с изображениями, которые сами по себе кажутся красноречивыми. Шутка ученого».

Клейн также опубликовал в Твиттере недавнюю великолепную фотографию Уэбба, изображающую галактику Cartwheel, заверив своих подписчиков, что фотография «на этот раз настоящая».

«Это первый раз, когда я пошутил, выступая в этой сети больше как фигура научного авторитета», — сказал позже физик парижскому новостному журналу Le Point. «Хорошая новость заключается в том, что некоторые сразу поняли обман, но также мне потребовалось сделать два твита, чтобы прояснить ситуацию», — объясняет исследователь.

«Это также иллюстрирует тот факт, что в социальных сетях такого типа фальшивые новости всегда более успешны, чем настоящие. Я также думаю, что если бы я не сказал, что это фотография с телескопа Джеймса Уэбба, она не была бы такой успешной».