Артем Ачкасов (www.artemachkasov.com), специально для Droider.ru

Точка съемки

Определившись с объектом и планом, самое время выбрать точку съемки и ракурс. Обычно фотографии делают с высоты глаз человека – такая позиция позволяет создавать снимки с максимально простым восприятием для зрителя. Однако это общее правило тоже имеет исключения: съемка с верхней или нижней точек способна изменить привычную перспективу кадров, создавая интересные визуальные эффекты.

Так, съемка сверху оптимальна для выразительной передачи больших пространств и взаимного расположения людей и предметов в кадре. Съемка с нижней точки меняет привычное для нас сопоставление по высоте предметов переднего и дальнего планов. Данный прием визуально увеличивает размер объектов на переднем плане, создавая необходимый акцент.

Ракурс

Еще одним средством создания выразительных кадров является ракурс.  Это слово происходит от франц. raccourci, что в буквальном переводе означает «укороченный», «сокращенный».  В общих чертах, ракурс подразумевает фотосъемку объектов с близкого расстояния с верхней или нижней точки.

При таком положении камеры возникает порой непривычный для глаз перспективный рисунок изображения, на котором заметно изменение взаимного масштабов деталей, находящихся на различном расстоянии от камеры. Однако правильно выбранный ракурс не искажает объект, а раскрывает его лучше – за счет необычной подачи.

Перспектива

Использование перспективы позволяет передавать объем сцены при помощи двухмерного изображения. Правила перспективы просты: 1. Объекты, имеющие одинаковый размер, нам тем меньше, чем дальше они находятся. 2.  Параллельные линии, направленные в глубину пространства, стремятся сойтись в одной точке, находящейся в бесконечности.

Перспектива может быть не только линейной, но и тональной – по мере удаления, предметы выглядят более размыто и бледнее с точки зрения тональности, также по мере увеличения расстояния до объекта снижается и контрастность его изображения на снимке.

Ничего лишнего

Чем проще композиция кадра, чем проще его восприятие. Все объекты в кадре должны взаимодействовать между собой, поэтому любой посторонний, не относящийся к идее снимка, объект (посторонний человек, нависающие провода, и т.д.) будет портить кадр.  Если в кадре есть посторонние объекты, его, конечно же, можно скадрировать после съемки.

При этом не стоит «отрезать» части тела  находящимся в кадре людям. Также следует помнить, что возможности цифровой камеры мобильного телефона не безграничны, и единственно правильный способ кадрирования – это «кадрирование» при съемке, а не во время пост-обработки.

Игра света

Термин «Фотография» переводится с древнегреческого как «светопись», и свет действительно играет ключевую роль в создании кадров. Свет создает рисунок, объем, атмосферу кадров – и правильное использование этого инструмента позволит вам получить действительно хорошие снимки! Первым делом, обратите внимание на расположение источника света – оптимально, если он будет сзади вас и перед объектом съемки.

Яркий источник света, расположенный с той же стороны, что и объект съемки, в лучшем случае просто отвлечет внимание зрителя от основного объекта, а в худшем – заставит вас сразу нажать кнопку “Delete”, так как снимок будет безнадежно плох (если, конечно, вы не использовали режим HDR, но об этом – в следующем материале).

Направление  света также имеет значение – бьющий «прямо в лоб» яркий свет делает изображение более плоским, в то время как боковая подсветка создает игру теней, насыщая изображение необходимым объемом (если это входило в поставленную творческую задачу). Также правильно направленный свет позволяет создать контраст между объектом съемки и второстепенными деталями кадра, усиливая эмоциональное ощущение от кадра.

В поисках интересного кадра стоит обратить свое внимание и на тот факт, что в разное время суток освещение одних и тех же объектов значительно различается  — и самыми красивыми с точки зрения цвета и света являются часы рассвета и заката.

Съемка против солнца в режиме HDR

Надеюсь, что приведенные выше советы помогут вам открыть для себя новые моменты в фотографии, и создать множество увлекательных сюжетов. Однако помните – теория не способна заменить практику, а правила создаются для того, чтобы их нарушать! Практикуйтесь в фотографии каждый день, и однажды вы сможете создать свои собственные рецепты для получения отличных снимков!

В следующей публикации мы подробно разберем различные режимы съемки HTC One X – от портретной и ночной, до панорамной и макро-съемки. Следите за обновлениями!

Перейти на второй урок мобильной фотографии с HTC One X