Сегодня в нашем Ретро обзоре, будет легендарная приставка Электроника. Среди детей советов, её называли проще “Ну, погоди!”, а вот среди студентов МФТИ, её шутливо называли “Советская буржуазная заразка”. Кажется, что это примитивный гаджет для вызова ностальгии.
Вам может показаться, что это просто артефакт прошлого, но это не так! Корни этой приставки растут от самой Nintendo! А появление такой штуки перевернуло гейминг и зародило портативные консоли.. Посмотрим, как эта штука устроена, а еще выясним чем отличается микроконтроллер от микропроцессора.
История. Первая портативная консоль.
Чтобы рассказать историю советской приставки, нам как ни странно, нужно перенестись в Токио. На дворе 1977 год. По легенде, инженер Nintendo Ганпей Ёкой ехал на поезде на работу в Токио. И тут, молодой человек заметил бизнесмена по соседству. Мужчина, с явно скучающим видом, тыкал в свой карманный калькулятор. Он всё продолжал и продолжал. Ёкой понял, что в дороге людям часто бывает скучно и надо как-то убивать время. Тут и пришла идея, создания портативной консоли, которую можно взять в дорогу и скрасить часы ожидания.
Стоит отметить, что тайминг этой идеи был практически идеальным. Геймдев развивался стремительными темпами. Та же Nintendo переключилась с карточных и настольных игр, на игровые автоматы. LCD-экран, ну или жидкокристаллический, был дешёвой и распространённой технологией. Всё благодаря тем-же карманным калькуляторам, они переживали настоящий бум, а в них как раз устанавливали вот такой экранчик. Ёкой пришёл в Nintendo со своей задумкой и вот спустя 3 года, миру была представлена карманная приставка — Nintendo Game and Watch.
Философия приставки была проста. Она должна была быть дешёвой, доступной любому возрасту, а самое главное компактной! Ёкой-сан хотел захватить как можно больше потенциальных покупателей. Отсюда и название. Game – это игра, а Watch – это часы. То есть, когда приставка вам не нужна, она могла выполнять функцию часов и будильника. Я могу представить картину, как японские дети уговаривали своих родителей на покупку, аргументируя “НУ ТАМ ЖЕ И ЧАСЫ ЕСТЬ!”
Посмотрим, как эта штука была устроена!
Сама игра была проста как валенок, называлась не хуже – Ball. У вас на экране был некий гуманоид, который ловил мячики. Было решено отказаться от классического джойстика, так как он занимал очень много места, нужно было решение поменьше. Тут на помощь пришли кнопочки, у первой версии их было две. Направо и налево. Именно так и происходила ловля мячей.
С батареей тоже неплохо выкрутились. Для питания вам было нужно всего лишь две маленькие “таблетки”. Ровно такие-же покупались и для пресловутых калькуляторов. То есть они были и дешёвые и доступные. А самое главное – почти не занимали места.
Но почему была только одна игра? Проблема была не столько в памяти, как может показаться. Она заключалась в LCD-экране. То есть в экран “запекались” куски изображения, которые появлялись в нужный момент, создавая иллюзию анимации.
Как известно LCD-экран называют ещё жидкокристаллическим. В матрице такого экрана находятся те самые жидкие кристаллы. На матрицу подаётся ток и в зависимости от напряжения по заранее заданным точкам, кристалл перестаёт пропускать свет. Так мы и видим чёрную точку, которую можно считать за пиксель. Но на таких приставках это было ещё сильнее упрощенно. Когда подаётся ток, на определённый сегмент матрицы, появляется сразу заготовленный рисунок, те самые куски, которые “запечены” в экран.
Немного забегая вперёд, вот на нашем волке это отлично видно. Просто физически нельзя было впихнуть в такой экран, другую игру.
Под такие экранчики даже процессоры были специальные. Конкретно в первом варианте стоял микропроцессор или ещё их называют микроконтроллер Sharp SM5. Это можно сказать мини-компьютер. Построенный на 4-битной архитектуре, обладал памятью на 1,7 килобайта и оперативкой на 0,065 килобайт. И всё это дело находилось в самом чипе. Игра была записана в основную память, а в оперативке хранятся данные, которые появляются в ходе вычислений процессором. Ну а что, с задачей справлялся, а это главное! Кстати, в советских версиях стояла аналогичная копия этого микроконтроллера.
Внутри же ничего примечательного. Когда мы снимем крышку, мы увидим плату, на которой расположился процессор и сам LCD-экран. В этом и прелесть таких устройств: они очень просты в использовании и обслуживании.
Еще в процессе подготовки, мы обнаружили, что в YouTube есть целое сообщество ценителей таких игрушек, которые в основном снимают видео о том, как правильно их разбирать и чистить от налета.
Чтобы сохранить реиграбельность, в игру было добавлено два уровня сложности: помедленнее и побыстрее. Во всех подобных игрушках, включая нашего «волка», есть система очков и рекордов, это тоже помогало возвращать к своим играм геймеров.
Со временем увеличивали сложность геймплея, добавляли больше возможностей. Выходили версии даже с двумя экранами! Вышло очень много игр под этой маркой. Например, версия с Микки Маусом, о ней чуть позже. Конечно же огромная куча игр про Марио, Зельда, ну и Блэк Джэк! Игры серии Game and Watch продали 48 миллионов штук по всему миру!
Конечно, позднее приставка эволюционировала. Появились отличные ЖК-дисплеи, чуть позже даже цветные. Кстати, в 2020 году вышло переиздание этой приставки с кучей игр на борту.
В СССР быстро прочухали популярность приставки от Nintendo. Производить такую электронику было просто, поэтому, спустя 3 года после выхода оригинала, началось производство, нашей, «скрепной» приставки.
Да как началось! Аж на одиннадцати заводах! Выпускалось всё это дело под маркой “Электроника”. Это популярный бренд СССР, который выпускал различную технику. Выпускали почти весь спектр: от магнитофонов и до компьютеров. помните у нас выходил даже обзор на их КПК! И конечно, главный хит этого концерна “Ветерок”!
Первые версии были полностью скопированы с Game & Watch с Микки Маусом. Там мышонок ловил яички, которые ему бросала его подружка Мини. Технически же, она ничем не отличались от детища Nintendo. Как я упоминал ранее, даже процессор был полной калькой. А вот кстати, версии нашего производства отличались между собой. Где-то была решётка под динамик, где-то нет. Где-то была написана цена, а где-то нет. Кстати, о цене. Стоила наша игрушка 25 рублей, при средней зарплате в 150.
Ну а затем “Буржуазная заразка”, как это часто у нас бывает, должна была стать советской. Поэтому идеологически неверного Мики Мауса и Мини заменили на правильного Волка и Зайца. Назвали всё это дело “Электроника ИМ-02” Где ИМ означало “Игра микропроцессорная”, а 02 был порядковым номером. Кстати, термин “заразка” так прочно укрепился за игрой, что в 1987 году на многих ценниках писали именно такое название!
Обзор Волка
Ну и давайте наконец посмотрим этого красавца. Этот дружок был сделан больше 30 лет назад. Ну тут тоже предельно всё понятно. Это у нас кнопки движения, яйца можно было ловить в четырёх местах. Игра 1 и 2, это уровни сложности.
Ну знаете ли, играть не так-то просто. Но увлекает, это правда.
У нас осталось время, можно настроить приставку и даже установить будильник. От заморских разработчиков тут остались индикаторы ДП, ПП — до и после полудня. Вместо PM и AM. Кстати, Волк будет самостоятельно ловить яйца, во время режима ожидания. Какая же классная приблуда! Есть в таких вещах магия.
Но не всё закончилось волком, были и другие версии. Как правило, они полностью копировали, Nintendo-игры. Но была и оригинальная игрушка, которую уже придумали в СССР, называлась она Автослалом. Это была гоночная игра.
А что там с мультиком? Если вы не знали, рассказываю. У советских детей была легенда, что когда ты наберёшь 1000 очков, то тебе покажут серию из “Ну погоди!”. Естественно это было невозможно, мы уже объясняли как работают эти экраны. Но бонус всё таки был! По достижению результата, очки обнулялись, но игра была на 30 процентов быстрее. Хоть что-то!