Сегодня Microsoft показали миру, что такое в их представлении настоящий некст-ген! А это отличный повод обсудить кто выиграет самую эпичную войну консолей нового десятилетия — Sony или Microsoft! Да будет битва!

Мощность

Для начала померяемся терафлопасами.

PlayStation 5 Xbox Series X
CPU 8x ядер Zen 2 с частотой 3.5 ГГц (переменная частота) 8x ядер Zen 2 с частотой 3.8 ГГц / 3.6 ГГц с SMT (постоянная частота)
GPU 10.28 Терафлопс, 36 вычислительных блока на частоте 2.23 ГГц (переменная частота) 12 Терафлопс, 52 вычислительных блока на частоте 1.825 ГГц
Архитектура GPU Кастомный чип RDNA 2 Кастомный чип RDNA 2

Обе консоли работают на кастомном APU от AMD. И там, и там стоит восьмиядерный процессор на архитектуре ZEN 2 и графика на основе архитектуры RDNA 2. Но есть важное отличие процессор и графика в Xbox работает на постоянных частотах, а в PlayStation на переменных. Это значит, что все указанные цифры производительности для PlayStation 5 — это пиковые значения, которые невозможно держать всё время. А для Xbox — стандартный и единственный режим работы.

Получается, что в Xbox выше базовые частоты процессора и мощнее графика — 12 стабильных терафлопс против десяти терафлопсов в пике на PlayStation.

Это не очень большой отрыв, но ситуацию усугубляет система охлаждения. Во-первых, в PS переменны[ частоты, что уже не очень хорошо для охлаждения. Во-вторых, Xbox просто выглядит как более грамотно спроектированная система с точки зрения терморегуляции: огромный кулер сверху и забор воздуха снизу. Лучше не придумаешь.

Также Microsoft разделили материнскую плату на две части посадив её на шасси. Тем самым, немного разделив тепловые потоки. Холодному воздуху извне проще распределиться на две отдельные платы небольшой площади, чем пытаться обдуть один широченный гриль.

Что важно: на одной плате у Xbox расположены ЦПУ, ГПУ и память, а на другой SSD и звуковой чип. Напомню, что NVMe SSD сильно нагреваются при использовании, более чем до 100 градусов, поэтому такое разнесением особо горячих элементов на разные платы, считаю очень удачным. В этом плане Microsoft конечно не инноваторы. Дизайн был явно позаимствован у Mac Pro, также известного как «мусорное ведро», которое кстати было очень эффективным именно с точки зрения охлаждения. Иными словами, всё это говорит о том, что по сырой вычислительной мощи новый Xbox мощнее пятой PlayStation.

Но всё не так просто как хотелось бы.

Память

PlayStation 5 Xbox Series X
Память 16 ГБ GDDR6 16 ГБ GDDR6
Пропускная способность памяти 448 ГБ/с 10ГБ @ 560 ГБ/с, 6ГБ @ 336 ГБ/с
Накопитель Кастомный SSD на 825 ГБ Кастомный SSD на 1ТБ
Скорость чтения/записи 5.5 ГБ/с, 8-9 ГБ/с (со сжатием) 2.4 ГБ/с, 4.8 ГБ/с (со сжатием)
Расширяемое хранилище Слот NVMe SSD Карточка до 1 ТБ
Внешнее хранилище Поддержка USB HDD Поддержка USB HDD

Начнём с такой мелочи, как оперативная память. В обеих консолях установлено по 16 ГБ памяти стандарта GDDR6. А вот дальше интересно. В PlayStation 5 на все 16 Гб одна пропускная способность — 448 ГБ/с. А в Xbox 10 Гб выделены под нужды GPU и выдают 560 ГБ/с, а 6 Гб используются процессором и работают с меньшей скоростью 336 ГБ/с. Как говорят нам разработчики, несимметричная подсистема памяти в определенных сценариях может стать бутылочным горлышком, ограничивающим производительность.

SSD

Ну и, конечно, знаменитый волшебный кастомный SSD имени главного ASMR мастера геймдева — Марка Церни. Sony делают большую ставку на подсистему памяти и подсистему хранения данных. Все предыдущие поколения консолей использовали супер дешевые HDD диски, поэтому переход на SSD — это действительно самый большой скачок с точки зрения железа в текущем поколении консолей.

Скорость работы SSD на PlayStation впечатляет: 5,5 ГБ несжатых данных каждую секунду будут проноситься по 12 линиям PCI Express 4.0 напрямик сквозь кастомный контроллер памяти в центральный процессор, минуя все бутылочные горлышки свойственные традиционным ПК. Это большое достижение инженеров Sony, отдадим им должное.

Более того так как в PlayStation 5 установлен аппаратный блок декомпрессии, то все данные априори будут храниться в сжатом виде и разархивироваться на лету во время использования. Поэтому на практике 5,5 ГБ/c будут превращаться в немыслимые 8-9 ГБ/с для сжатых данных. Кстати, почему в ПК до сих пор так не делают, мне непонятно.

С точки зрения технологий в Xbox вроде бы всё тоже самое. Тоже кастомный SSD, тоже блок аппаратной декомпрессии, но итоговая скорость в два раза ниже чем на плойке: 2.4 ГБ/с — без сжатия, 4.8 ГБ/с — со сжатием.

Поэтому вдвое более быстрый SSD и более грамотное управление данными в оперативной памяти позволит PS5 реже чаще обращаться напрямую к SSD за необходимыми данными, что по сути превращает его в замену оперативки.

Всё это позволит:

  • Мгновенно подгружать огромные миры игровых данных напрямую с SSD диска.
  • Также позволит безболезненно работать с текстурами ультравысокого разрешения.
  • Благодаря чему игры станут выглядеть гораздо детальнее, при это разработка игр сильно упростится.

Так где лучше будет графика?

Ах как всё это классно звучит. Но давайте трезво подумаем где будет лучше графика? Скажем, быстрый SSD особенно будет полезен для игр с большим открытым детализированным миром. Но, скажите мне, на какой консоли по-вашему будет лучше выглядеть Cyberpunk 2077? Скорее всего, на Xbox. Почему?

Да, быстрый SSD дает офигенные преимущества при проектировании новых игр. Но мультиплатформенные проекты в лучшем случае в качестве отправной точки возьмут скорости SSD на Xbox, а в худшем так вообще скорости HDD. Поэтому на мультиплатформе преимущества SSD от Sony никак не будет использоваться. А вот графическая и вычислительная мощь Xbox очень даже пригодятся.

Зато эксклюзивы в закрытой системе PS5 без необходимости адаптировать игры под прошлые поколения действительно могут стать чем-то совершенно особенным в техническом плане, невозможным нигде кроме PS5. Но таких игр мы не увидим в ближайшие 2-3 года. А пока, если подводить итог по графике.

На PS5 игры могут выглядеть более детализировано за счёт быстрой подгрузки текстур в высоком разрешении. Лишь бы хватило памяти на диске для таких текстур.

А вот на Xbox скорее всего будет вне конкуренции разрешению и FPS. Мы чаще будем видеть нативный 4K 60 к/с, а иногда и больше. Например Gears Of War 5 в режиме мультиплеера Microsoft нам обещает сделать 120 FPS. И это тоже круто!

Обратная совместимость

Опять же импонируют подход Microsoft с обратной совместимостью. Мало того Series X будет поддерживать все игры начиная с Xbox 360. Так и поколение Xbox One будет поддерживать новые игры. В свою очередь Sony заявляют только об ограниченной совместимости с PS4 и PS4 Pro. Как они говорят: мы по-прежнему “верим в коления”. Ну зато будет раскрываться потенциал PS5.

Дизайн

Не могу обойти стороной дизайн. Уж в чём, а в этом плане консоли пошли явно разной дорогой. Microsoft сделали образцовый утилитарный дизайн. А Sony неожиданно футуристичный будто заказали экспресс-дизайн у Студии Артемия Лебедева. Кому что нравится, это вопрос вкуса. Но если отбросить эстетику. Дизайн Xbox выглядит практичнее. Он незаметный, впишется в любой интерьер.

Габариты

PlayStation 5 Xbox Series X
Габариты 40 х 22 х 10 см (8800 куб. см) 30,1 x 15,1 x 15,1 см (6863.101 куб. см)
Вес 4,78 кг 4,5 кг

Консоль Microsoft меньше весит и меньше по размерам. Скорее всего в ней более удачная система охлаждения, а значит консоль будет тише. Кажется Microsoft действительно научились в промышленный дизайн. Xbox One X уже был меньше, мощнее и тише PS4 Pro. Вероятнее всего в будущем поколении история повторится.

Что брать?

Ок, всё основное обсудили. Но какую же консоль брать себе?

Пока мы не знаем точных цен. Ожидается, что PS5 будет стоить 499$ за версию с дисководом и 399$ за Digital Edition.

А теперь смотрите. В этом году совершенно уникальная ситуация для консолей. Большая смена поколений совпала с мировой пандемией, что существенно увеличило спрос на домашние развлечения.

А значит в этом году ожидаются рекордные продажи новых консолей. По данным Bloomberg, Sony даже пришлось удвоить объёмы производства PS5. До конца 2020 года они намерены собрать 10 миллионов устройств, хотя изначальные планы были на 4,5-6 миллионов штук.

Сейчас ключевое преимущество Sony в пользовательской базе. Несмотря на то, что Xbox One S и One X получились довольно удачными моделями. Они всё равно продаются слабее, ведь люди всё равно покупают то, что есть у их друзей. А у всех есть PlayStation. Да и большие бюджеты на эксклюзивы выделяют только тогда, когда есть кому их продавать.

Поэтому в этом году единственный шанс Microsoft не слить очередную битву поколений — это сражаться насмерть. А именно предлагать очень хорошие цены на железо и подписочные сервисы. По слухам они уже хотят отказаться от Xbox Live подписки, то есть сделать онлайн мультиплеер доступным для всех, при этом видимо Xbox Game Pass останется и часть функций, вроде пары бесплатных игр раз в месяц, перенесётся туда.

Поэтому, скорее всего, Xbox будет продаваться по цене диджитал версии PS5, то есть 399$, не дороже и это очень хорошая цена за такое железо.

Но главный козырь в рукаве Microsoft — это еще не анонсированная младшая версия консоли, то есть Xbox Series S (кодовое имя Lockhart). В ней будет стоять такой же процессор, но урезанная до 4 терафлопсов графика. При этом в ней будут все современные навороты, типа SSD, звука и даже рейтрейсинг!

И если Microsoft даст геймерам консоль, сопоставимую по мощности со средним билдом ПК, по цене в в районе 300$, т.е 20 тыс. рублей да еще и офигенной подпиской на игры — Game Pass. Это может стать потрясной альтернативой бюджетному ПК-геймингу.

Поэтому если вы точно знаете, что вам не нужны эксклюзивы Sony и вас полностью устраивает набор игр доступных на ПК. То в этом году самое время присмотреться к приставке от Microsoft — младшей или старшей версии в зависимости от бюджета.

Тем не менее. Эксклюзивы Sony действительно очень хороши. И стоит учитывать, что купив Xbox в моменты всеобщей радости и эйфории по поводу нового эксклюзива Sony, вы рискуете почувствовать себя единственным человеком, которого не позвали на вечеринку.