8 декабря 1996 года Билл Клинтон, 42-ой президент США, подписал Акт о благопристойности коммуникации (Communications Decency Act), вводивший подобие цензуры в сети. Именно это побудило Джона Перри Барлоу отвлечься от всех дел и написать “Декларацию независимости Киберпространства”, провозглашающую независимость интернета от гнета национальных правительств.
Редакция Droider внимательно проштудировала знаменитый документ, выбрала ключевые тезисы и объясняет их значимость для современного общества.
Ровно спустя 3 месяца после указа Билла Клинтона бывший вайомингский ранчер, а ныне основатель Фонда электронных рубежей (Electronic Frontier Foundation), выступил вместе с Декларацией на Международном экономическом форуме в Давосе. Уже тогда Джон Перри Барлоу видел в медиамагнатах и представителях власти скрытую угрозу для пользователей интернета или, как они называли себя, “дигерати”.
“Правительства индустриального мира, вы, бессильные гиганты из плоти и стали, я пришёл к вам из Киберпространства, нового дома Разума. Во имя будущего я прошу вас, живущих в прошлом, — оставьте нас. Вы — незваные гости среди нас, и ваша власть не простирается туда, где собираемся мы»
Его речь не была встречена овациями, но спустя некоторое время, когда откровение Барлоу распространилось в паутине, Декларация независимости Киберспостранства стала манифестом о свободе интернета, а для кого-то — заповедью.
“Киберпространство состоит из взаимодействий, отношений и самой мысли, образующих подобие волнового узора на паутине наших коммуникаций. Наш мир — везде и нигде, и он не там, где живёт тело”
ДНК стала одним из самых распространяемых и культовых документов того времени. Ведь идеолог не хотел «освободить интернет», поскольку считал, что тот был, есть и будет свободным. Мистер Барлоу просто попытался донести до политической верхушки мысль: вы вторгаетесь на нашу территорию. Стоит ли говорить, что электронный ящик фронтмена “дигерати” тут же утонул в письмах единомышленников. Люди благодарили его за смелость и всячески выражали поддержку.
Эти идеи и сегодня упоминаются влиятельными мыслителями в отрасли. Например, Эрик Шмидт в книге The New Digital Age в качестве описания интернета использует риторику Джона Перри Барлоу. А Питер Тиль в The Education of a Libertarian пишет, что основал PayPal в стремлении создать валюту, свободную от государственного контроля.
“Я объявляю социальное пространство, которое строим мы, по природе независимым от тирании, которую вы пытаетесь нам навязать. У вас нет морального права управлять нами, нет у вас и таких методов принуждения, которых мы имели бы основания бояться”
Джону Перри Барлоу настоятельно порекомендовали пойти на мировую с государственными элитами и сесть за стол переговоров, чтобы на основе Декларации написать совместный документ. Но он отказался, потому что это противоречит идеалам.
“Основная вещь, которую я заявил тогда, заключалась в следующем: у киберпространства по природе есть иммунитет к верховной власти и всегда будет. Я верил в это тогда и я верю в это сейчас”
Барлоу считает Tor, VPN и защищенные мессенджеры прекрасными доказательствами того, что киберпространство всегда найдет способ оставаться независимым.
“Я могу поговорить совершенно свободно с Эдвардом Сноуденом в любое время, когда мне хочется, несмотря на тот факт, что я уверен, ребята из АНБ хотели бы знать, когда и о чём мы говорим”
Идеолог верит, что однажды Декларация превратиться в единый стандарт жизни в мире. Люди смогут высказываться без страха быть наказанными, физическое местоположение не будет иметь никакого значения, а главным ресурсом Земли станут не полезные ископаемые, а интеллект.
“Мы создадим цивилизацию Разума в Киберпространстве. И пусть она будет более гуманной и справедливой, чем тот мир, который создан под вашим правлением”
В этом году “Декларации независимости Киберспространства” исполнилось 20 лет. В эпоху тотальной слежки АНБ, «Великого китайского файрвола» и блокировок Роскомнадзора такие призывы могут показаться несбыточными мечтами романтика. Но игнорируя скептиков, Джон Перри Барлоу до сих пор является тем, кто готов нести флаг до победного.
“Я искренне верю в будущее пользователей свободного интернета и не сомневаюсь в их способностях, в их настойчивости, в их порядочности. При всем при этом мне кажется, что наш мир постоянно раздираем битвами между теми, кто верит, и теми, кто боится. Есть люди, которые готовы за безопасность отдать свою свободу, потому что в этом суть рабского договора. И безусловно они сейчас испытывают еще больший страх, чем раньше, в силу просто того, что мир меняется быстрее и значительнее, чем раньше”
Таких упорных борцов практически не осталось в современном мире. Но ДНК без колебаний напомнит о том, что киберпространство — свободно. Достаточно лишь прочесть документ, взглянуть на мир иначе и немного подождать.
“Мы с вами сейчас наблюдаем, возможно, одну из последних, предсмертных попыток государств подчинить себе информационное поле. Старой модели управления, построенной по принципу вертикальной иерархии, скоро придет конец […]
Многие современные институты пытаются еще хоть как-то сохранить остатки своей жизненной силы за счет ограничения доступа к информации. Нам нужно полностью пересмотреть экономику киберпространства, ведь исходное представление о том, что ограниченность каких-то ресурсов всегда находится в обратной корреляции с их ценностью, в виртуальном мире уже не работает”.