По случаю дня рождения Андре Гюстава Ситроена, который пришелся на 5 февраля, мы решили вспомнить о достижениях, принесших успех одноименной компании.
Вы удивитесь, но и по сей день решения французского инженера (джентльмен, слева на фото) считаются инновациями и применяются далеко не в каждом автомобиле.
Франция, 1919 год. Только что закончилась Первая мировая война, экономика и производство восстанавливаются, а люди привыкают к мирной жизни. Большинство европейцев передвигаются верхом или на повозках, не имея денег на иные средства передвижения. Именно этот фактор и стал началом философии Citroen — выпуск автомобиля, который может купить каждый.
Таким образом, компания стала первым в Европе массовым производителем автомобилей, в отличие от коллег, которые делали штучные экземпляры.
Мы не будем вдаваться в подробности и описывать самый старт, на что просто не хватит формата издания, а перейдём сразу к первому из новшеств того времени.
В 1923 году компания презентует автомобиль с цельнометаллическим корпусом, вместо популярных тогда деревянных моделей, что было дорогостоящей инновацией. Сегодня это уже так, да и металла в подобном виде почти нет в машинах. Прогресс идёт по пути уменьшения веса, соответственно, применения сплавов и других материалов-заменителей, вроде карбона.
А дальше — больше. Инвесторы и кредиторы часто упрекали Андре Ситроена в том, что он тратил огромные деньги на задумки, стоявшие ему и компании состояния.
“Если замысел хорош, цена не имеет никакого значения”, — парировал инженер.
И спустя 10 лет после первой технопобеды и волны критики, концерн презентует автомобиль, прославивший его на века.
Citroen A7 становится одной из первых переднеприводных моделей. Чуть раньше в США появился автомобиль Cord L-29, однако он не снискал популярности из-за дороговизны и недостаточной мощности двигателя. Передний привод подарил Citroen более низкий центр тяжести и, как следствие, лучшую устойчивость и меньшую валкость во время движения. Двигатель и трансмиссия теперь спереди, значит, основной вес приходится на ведущие колеса, что придает машине неслыханное сцепление с дорогой. Успех можно оценить хотя бы количеством — более 760 000 проданных экземпляров.
В 1954 году, через 20 лет, инженеры компании совершают прорыв в индустрии, установив в автомобиль гидропневматическиую подвеску.
Эта технология становится визитной карточкой Citroen. Благодаря новаторству, машина находиться на одном и том же расстоянии от земли, независимо от того, какую нагрузку несёт. Не говоря уже о высочайшей — по тем стандартам — плавности хода. Даже сегодня эта технология (естественно, претерпевшая несколько витков эволюции) устанавливается только в бизнес-классе, приобрести образчик коего может далеко не любой автомобилист.
Ровно через год автогигант делает прорыв по всем фронтам, представляя миру Citroen DS, ставшего флагманом на многие годы вперед.
В автомобиле впервые в мире появляются дисковые тормоза, задавшие планку всем производителям того времени, да и чего душой кривить, нашего времени тоже. Помимо этого, были применены такие технологии, как: гидропневматическая подвеска (она научилась контролировать высоту автомобиля нажатием пары кнопок) и гидравлическое рулевое управление. А ещё авто стало буквально объектом искусства из-за экстерьера. Серьезно, машинку даже выставляли в музее Триеннале в Милане.
В 1968 году компания делает очередной шаг вперёд, который мало афишируется, однако сегодня можно увидеть сию технологию в каждом втором рекламном ролике автомобилей высокого и среднего класса.
Citroen обновляет флагманскую модель DS, которая получает немного изменённую переднюю/заднюю часть и фары. Внешняя пара ламп, как у всех, а вот внутренняя (ближе к центру авто) — поворотная. То есть, направление света следует за направлением поворота руля.
И это всё, не считая уже реализованных на тот момент моделей “Стандарт” или “Люкс”, у коих максимальная скорость была 145 км/ч, наличествовал электропривод стёкол, деревянная отделка салона, имелся телевизор или телефон на борту (работал на расстоянии до 20 км от центра Парижа).
К слову, ровно через 2 года советский «АвтоВАЗ» делает первый фирменный автомобиль, в котором установленная подвеска напоминает таковую в почтовых каретах и гужевых повозках, а из комфортабельных удобств есть… Печка.
Подводя итог, можно сказать, что автомобили в том виде, в котором мы наблюдаем сегодня, были задуманы личностями-уникумами ещё век назад. В 21 веке по причине дешевизны производства и обилию технологий, мы легко воплощаем мечты таких людей, как Андре Ситроен. Который был исключительно смел в том, что делал, и его последний проект является лучшим доказательством.
Предпринимателя не стало в июле 1935 года. Как раз тогда же очередной проект не нашел поддержки среди инвесторов, кои прочили “почти банкротство”. В тот месяц газеты писали: «Господин Ситроен умер от неизлечимой болезни. Вполне возможно, что уход из жизни ускорили обрушившиеся финансовые трудности и смерть дочери».
Чуть позже компанию спасли от разорения. И решили ради эксперимента построить последний авто, спроектированный отцом-основателем компании. Citroen 2CV принёс компании миллионы долларов, а очередь из желающих купить растянулась на годы вперёд.
P.S. Шах и мат всем неверующим в стартапы. Проверено Ситроеном.