Артем Ачкасов, специально для Droider.ru

Что нужно для того, чтобы сделать хороший снимок? Хорошая камера, скажете вы, и будете правы – но только отчасти.  Ведь дав две одинаковые камеры новичку фотографии и матерому гуру,  поставив их в одну и ту же точку  и заставив их снимать один и тот же объект, вы получите совершенно разные кадры на выходе.

Новичок, скорее всего,  постарается зафиксировать всю сцену, в то время как опытный фотограф выхватит какую-то деталь, представив происходящее так, что зритель явственно почувствует настроение и эмоцию данного снимка.  Эта эмоция  —  и есть то чувство, которое вызывает у зрителя любопытство, желание рассматривать этот снимок по частям и в целом снова и снова.

Есть идея?

Фотография – визуальное искусство, поэтому  созданию любого кадра начинается с идеи, которой суждено будет визуализироваться, т.е. воплотиться в жизнь, пускай и на экране вашего смартфона. Поэтому, прежде всего, перед тем как нажать на кнопку, подумайте – что именно вы хотите сфотографировать?  Выбрав объекты съемки, приступайте к созданию кадра, т.е. к его композиции. Следование простым общим правилам позволит  вам быстро добиться прогресса в вашем фото-творчестве.

 

Композиция — это построение кадра путем гармоничного сочетания в нем тех элементов, которые важны для идеи вашего снимка. Это своего рода универсальный язык, служащий цели передачи задумки автора. Основными композиционными средствами являются освещение, тональность, план, ракурс, точка и момент съемки.  О композиции написано немало статей и научных трудов, поэтому в рамках данного материала мы затронем лишь самые общие аспекты этой темы.

Правила композиции едины для всех типов фотографии, однако мобильная фотография накладывает свои ограничения, выражающиеся в небольшом, по сравнению  с профессиональной фототехникой, физическом размере светочувствительной матрицы – и это означает, что при съемке на мобильный телефон особенно важно следить за композицией кадра непосредственно при съемке, так как возможности по вырезанию из изображения нужной части ограничены  достаточно скромным разрешением внутрикамерного JPG-файла.

План

Важную роль в получении хороших снимков является выбор крупности плана. Планы делятся на общие, средние, крупные и сверхкрупные. Как нетрудно догадаться, отличаются они масштабом – равно как и назначением. В зависимости от идеи снимка, отличается и план. Общие планы хороши для съемок значительных пространств, пейзажей, производственных цехов и так далее.

Общий план

Средний план показывает объект с меньшего расстояния, в большем масштабе – тем самым зритель становится ближе к происходящему, и может обратить внимание на конкретном человеке или моменте.  Средний план является оптимальным выбором для съемки одно или нескольких людей.

Средний план

Крупный план – изображение объекта с небольшого расстояния. Такой прием чаще всего используется для съемки портретов и натюрмортов.  Сверхкрупные планы (именно  для них на нашем HTC One X и нужен режим макросъемки) дают возможность взглянуть на какой-либо «говорящий» фрагмент объекта съемки, дающий представление и о самом объекте  в целом.

Крупный план

Золотое сечение и правило третьей

Прием под названием «золотое сечение» известен в живописи уже достаточно давно.  Многолетние эксперименты художников позволяют утверждать, что построенная по правилам «золотого сечения» композиция часто является наиболее привлекательной для зрителя. При использовании этого приема, кадр условно делится линиями на девять областей. Согласно данному правилу, важные детали, композиционные центры кадра следует размещать на линиях Золотого сечения или в точках их пересечения.

Золотое сечение

Еще одна, часто применяемая в фотографии, упрощенная разновидность этого приема называется «правилом третей».  Данное правило отличается от «золотого сечения» сеткой, условно разделяющей изображение на равные трети. Кстати, именно такая сетка встроена в видоискатель HTC One X, что максимально упрощает получение правильно скомпонованных кадров. Для включения сетки,  достаточно просто отметить соответствующий пункт в настройках камеры.

Золотое сечение (А) и правило третьей (B)

Сетка

Линии в кадре

Используйте линии для создания настроения и композиции кадров. Изогнутые, волнообразные линии действуют на зрителя успокаивающе, ломаные – будоражат.  Горизонтальные линии выражают спокойствие, вертикальные – масштабность и величие. Диагональные линии придают кадру динамичность . Использование диагональной композиции, когда «сюжетная» линия идет из одного  угла кадра в другой — один из способов создания привлекательного фотоснимка.

Магия чисел

Три лучше, чем два: если в вашем кадре будет три одинаковых объекта, три различных цвета, три линии – это будет интереснее, чем если таких объектов и т.д. будет всего два.

Продолжение следует…

Перейти на первый урок мобильной фотографии с HTC One X