Компания Apple показала нам нечто новое, причем аналогов этому как будто бы нет: очки, шлем, гарнитура — на самом деле ни то, ни другое, а все вместе. Сами купертиновцы говорят о Vision Pro так: «Добро пожаловать в эру пространственных вычислений. Apple Vision Pro органично смешает цифровой контент и физический мир вокруг вас.»

То есть говоря языком Apple были эры:

  • Personal Computing — Mac
  • Mobile computing — iPhone и iPad
  • А теперь SPATIAL COMPUTING

Пространственный компьютер — звучит так себе в переводе, но попробуйте это перевести лучше нас.

В общем, Vision — это видение, а в данном случае видение будущего от Apple. И так, мы немного выдохнули, эмоции от WWDC 2023 улеглись и можно более детально разобраться, что это такое вообще было! А еще расскажем, каким образом Джони Айв спустя много лет после ухода, всё равно громко заявил о себе в новом продукте. И вообще, кому это нужно и получится ли у Apple задать новый тренд?

Кстати, большое количество разнообразных материалов по WWDC 2023, а также новинкам Apple (и не только) можно прочесть у наших друзей на сайте Hi-Tech.Mail.ru. В течение этого лета мы будем делать совместные материалы с коллегами и делиться своими впечатлениями. Один из первых наших совместных материалов — сравнение презентаций Google I/O и WWDC 2023 от Apple, с комментариями наших ведущих! Следите за новостями технологий и мира гаджетов вместе с нами.

Реклама. ООО «ВК» ИНН 7743001840, erid: 2Vtzqvwcedx

Глава 1. Дизайн и философия

Если вы смотрели презентацию или хоть чуть-чуть вникали в суть, то знаете, что очки Vision очень сложный и дорогой продукт. Мы решили провести небольшое расследование…

Спасибо Марку Гурману из Bloomberg, который собирал для нас с вами все эти слухи. Не стоит принимать за чистую монету всё, что мы скажем дальше. Однако Гурман очень редко ошибался, да и звучит всё логично.

В общей сложности над шлемом трудились более 7 лет! Главной проблемой для Apple было как это ни странно то, что они не могли придумать, кому нужна эта гарнитура!

По словам Гурмана, каждый из разработчиков тянул одеяло на себя. То есть, если был специалист по играм, то он конечно говорил, что нужно делать околоигровое устройство. Специалист по софту утверждал, что надо делать экосистемное устройство. И только Джони Айв, не пытался прыгнуть выше головы.

Да, да! Вы всё правильно поняли, легендарный дизайнер успел приложить свою руку к устройству. Правда на начальных этапах, но как мы узнаем позже, его тень или видение, называйте как угодно — очень сильно повлияло на общий формат очков. Так вот, Айв лоббировал вот какую мысль. Переход в VR-среду должен быть максимально плавным. Пользователь не должен чувствовать себя, как будто он нацепил на лицо консервную банку.

Надевая очки, пользователь должен чувствовать себя уже в родной экосистеме и интуитивно управлять устройством, без костылей. А ещё, по мнению Джонни, другие люди, которые взаимодействуют с носителем очков, не должны скажем так “бояться” носителя. То есть, остальные должны понимать, что перед ними сидит реальный человек, который живет и чувствует, а не робот, развалившийся на диване.

Чувствуете да? Именно эта концепция, с некоторыми оговорками и была принята в Apple в качестве основной. Отсюда и внешний дисплей с криповыми глазами. Он нужен, чтобы вас воспринимали как человека.

Но не думайте, что все лавры должны быть у Айва. В общей сложности так или иначе к шлему приложили руки тысячи человек. Итак, на основе этих данных давайте попробуем представить какую-же философию дизайна решили выбрать в Apple.

Подумав, мы пришли к мысли, что Vision держится на четырех китах. Загибаем пальцы.

  1. Железо — Сочетание невероятного количества сенсоров с полноценной компьютерной вычислительной мощностью.
  2. Прозрачность, между физическим миром и цифровым, виртуальным.
  3. Управление. И не просто удобное а новое и революционное!
  4. И наконец, Экосистема. Не первый год, Apple соединяет свои устройства.

Давайте ещё раз посмотрим на очки, но уже через призму наших знаний. На живых кадрах и тем более рендерах устройство выглядит просто прекрасно. Алюминиевый корпус, который мягко изгибается повторяя контур человеческого лица. Красивый стеклянный внешний экран. Ненавязчивый тканевый ремешок, как раз придает ту самую человечность устройству. При этом, оно всё равно отдаёт футуризмом. Есть небольшие выпуклости по бокам, это пространственные динамики.

Все это приятного серебристого цвета, вплоть до кабеля с тканевой оплеткой, выходящего с левой стороны, и аккумуляторной батареи размером с iPhone внизу, которая обеспечивает два часа автономной работы, о нем мы поговорим чуть позже.

Да, устройство действительно прекрасное и вроде вписывается в философию. Но что-то тут не чисто! Давайте включим здравый смысл и посмотрим на другие VR-устройства. Как вы думаете, почему они сделаны из дешёвого матового пластика, а не из алюминия как у Apple? Цена, скажете вы, но это не так. Всё дело в весе.

Пластик он легкий! А Vision как автомобиль, сплошной алюминий и стекло. Недаром компания промолчала на презентации о весе девайса. А ведь даже 300-граммовые очки носить больше двух часов это очень утомительно. Это вызывает опасения.

Но возможно не так всё страшно. Марк Гурман, утверждает, что у очков должен быть дополнительный ремешок. Почему то Apple, решили это не упоминать на презе.

Дизайнеры Apple конечно крутые, но против законов физики не попрёшь. Если вес устройства будет превышать условные 300-400 граммов, то это может стать проблемой. Настолько большой, что может послужить провалом продукта.

Даже самый преданный фанат не будет мирится с болью в шее, да и в философию “естественного устройства” это никак не вписывается. К слову счастливчиков, которым дали попробовать устройство ограничили всего лишь 30 минутами. Возможно, как раз из-за этого.

Хотя AirPods Max тоже из металла — тяжелые, 380 граммов. Носил их и по 5 и по 7 часов — норм. Вот так компания приучает к весу на голове преданных фанатов. Но чтобы дальше говорить про форм-фактор, нам нужно сначала разобраться с железом.

Глава 2. Железо и технологии

Это как раз и есть наш первый кит. И да Vision Pro — это продукт просто невероятной инженерии. Стоит оговориться, что некоторые спецификации подтверждены только частично. Многое про что мы будем говорить, находится на территории слухов. Итак, что известно.

Хоть компания и прямо не упоминала этого в презентации устройство судя по слухам имеет два 1,41-дюймовых экрана. Официально известно, что это Micro OLED с 23 миллионами пикселей. Такое количество пикселей предполагает разрешение на глаз около 3400×3400 для квадратного соотношения сторон или около 3680×3140 для соотношения сторон 7:6. Приличное 4К получается.

Еще недавно стало известно что частота этих экранов 90 Гц, да не 120 но уже неплохо. В целом, для VR гарнитур это очень важный параметр! По слухам, общая яркость совершенно невероятная — более 5000 нит. Казалось бы, как глаза должны выдержать такую яркость. Но тут есть момент, что линзы дисплейной части разработаны совместно с Zeiss, а они немного затемненные. Так что скорее всего всё будет хорошо. Думаю уж такой момент в Apple точно продумали. С изображением разобрались, оно на высоком уровне и кажется даже лучше чем у других. Теперь про датчики.

Vision Pro имеет в общей сложности двенадцать камер, систему TrueDepth, датчик LiDAR и шесть микрофонов. Давайте по порядку.

Шесть из двенадцати камер находятся под передним стеклом. Две из этих шести захватывают цветное изображение с высоким разрешением, чтобы обеспечить то самое смешение реальностей, передавая “более одного миллиарда цветовых пикселей в секунду” и создавая эффект «прозрачности» — именно через эти камеры пользователь будет видеть реальность. Кстати, это и есть наш второй кит.

Вспомните как Apple прокачали свой режим прозрачности на наушниках Airpods — они пытались добиться эффекта, что у вас в ушах или на ушах нет наушников. И у них это получается лучше всех! Так вот в случае Vision Pro представьте что шлем прозрачный, а мир через камеры четкий и яркий как в реальности… Ну почти…

Забегая вперёд вот так это выглядит у Apple.

Ксли взять другие шлемы VR, там бывает режим прозрачности, в случае PS VR2 или Quest там он черно белый, удобно для ориентирования в пространстве, но не более. Ближе всего к этому подошли в шлеме мета про — но все равное не так реалистично как у Apple, опять же по словам Маркеса Брауни.

Две камеры снизу отслеживают жесты а также мимику лица, внутренние инфракрасные камеры в количестве четырех штук следят за глазами, помимо управления глазами интерфейсом, это нужно для новой аутентификации радужной оболочки глаза под названием Optic ID. Технология выполняет все те же функции, что и Touch ID и Face ID. Платить с помощью Apple Pay и доступ к паролям ну и собственно разблокировка. То есть Vision Pro будет сразу опознавать своего хозяина как наденешь. А все биометрические данные, используемые Optic ID, обрабатываются только на самом устройстве посредством Secure Enclave.

True Depth датчики нужны для отслеживания рук пользователя. И ориентируясь на первые обзоры, штука получилась невероятно точной.

Датчик LiDAR используется для создания трехмерной сетки вашего окружения в реальном времени. Приложения могут использовать эту сетку, но не получают доступа к фактическим данным камеры. Одним из примеров использования, который привела Apple, были виртуальные объекты, отбрасывающие тени на реальные столы. И думаю это не единственное для чего используется LiDar, по сути, это глаза шлема или часть его глаз. Собственно обкатывать его начали ещё на iPhone и iPad Pro.

На iPhone Pro тоже можно сканировать ваше окружение, объекты в 3д и делать всякое с лидаром. Например, была мода сканировать свою комнату. Но по большому счету там это было баловство — хотя нет теперь мы понимаем, что это была обкатка технологии для Vision.

Множество датчиков и камер это круто. Однако, если сигнал от них не обрабатывается достаточно быстро, то это может привести к катастрофе. Плохой отклик в VR-очках означает отвратительный экспириенс. Для решения этой проблемы, Apple установили в шлем совершенно новый чип под названием R1.

К сожалению, подробностей о нем мы почти не знаем. Известно, что чип объединяет все входные данные со всех камер, датчиков и микрофонов и передает внешнее изображение в течение 12 миллисекунд. Друзья, это очень мало в позитивном смысле. Например, по некоторым данным задержка у Meta* Quest Pro задержка составляет 35-60 миллисекунд. По ощущениям же журналисты, которые успели попробовать шлем от Apple, утверждают, что задержек вообще нет. От слова совсем.

Некоторые описывают это как трип под, кхм, веществами. Некоторые просто называют магией. Например, Маркес Брауни говорил, что целенаправленно пытался запутать шлем и наводил взгляд на совсем маленькие элементы интерфейса, но шлем срабатывал отлично. А во время 3D-ролика с динозавром, он протянул руку и на неё села бабочка. В общем, не получилось у него обмануть шлем. Кстати, на этом моменте он посетовал, что тут нету вибро отдачи. Вот где геймпады бы точно пригодились или тактильная отдача как в шлеме PS VR2, например.

Более того, есть интересная технология под названием — Dynamically Foveated Rendering. Суть простая. Шлем активно обрабатывает внешние сигналы только того места, куда пользователь непосредственно смотрит. Периферийное окружение же, понижается в качестве, тем самым экономя ресурсы. Похожая функция есть в PlayStation VR 2. Кстати, по такому же принципу Unreal Engine 5 оказывает нам окружение. Вообще годно.

Управление устройством

Но это скорее доп функционал отслеживания взгляда, а главное — это управление! И вот он третий кит, который на самом деле я бы даже назвал первым и главным! Это как раз то, что переизобрели Apple в очередной раз. Компания всегда уделяла особое внимание именно взаимодействию человека с устройствами. На первом iPhone они переизобрели тач и Pinch-to-Zoom, это управление сегодняшнего дня, к которому мы все уже привыкли. И вот он новый шаг Apple показали как мы будем общаться с техникой завтра: взгляд жесты и голос. Управление зрением — в теории еще быстрее еще точнее, дальше только управление мыслью, и до этого еще доживем…

С Vision Pro все просто — смотришь на иконку и делаешь щипок пальцем для нажатия, при том жест виден где угодно, в поле зрения шлема. Что касается скролла и Pinch-to-Zoom — тоже всё жестами. Блогеры, которые попробовали шлем, как один утверждают, что такой подход работает идеально. Нет никаких задержек, благодаря чипу R1, а взгляд может зацепиться за крохотный пиксель, который выводится на экран. Тут как говорится, пока не попробуешь — не узнаешь. Но если это действительно так, то это настоящая революция!

Но не надо забывать про ещё один естественный способ взаимодействия, это голос. Для набора текста используется диктовка, а по другим вопросам, можно обратиться к Siri. Но как раз по второму пункту лично у меня есть скепсис — Siri не особо умнеет с годами — если только к ней не прикручивать ChatGPT, что кстати можно сделать.

Ну и завершая тему железа стоит отметить, что за производительность будет отвечать уже известный нам процессор Apple M2. То есть это полноценный компьютерный проц, точнее system on a chip, который умеет всё. Это крайне мощное решение, которое стоит в Mac текущего поколения. Ну это вы и так знаете! Однако не понятно, какая это версия М2. Ну и приставка Pro у шлема как бы должна намекать, но об этом в конце.

Глава 3. ПО

Вся система работает на новой ОС Apple — VisionОS. На домашний экран выводятся иконки различных приложений в кружочках. Фон под иконками прозрачный, поэтому при использовании устройства будет казаться, что они парят в воздухе. Видимо это первое что видит пользователь после надевания шлема.

Каждый элемент интерфейса прописан в 3D, от них падают тени на реальные объекты. Интерфейс ближе всего напоминает iPad ОС, но есть и детали совершенно новые. Конечно можно работать сразу с несколькими приложениями.

Окна открытых приложений можно масштабировать под свой вкус и перемещать куда захочется. Пока мы мало можем сказать про саму ОС, но внутри роликов мы можем увидеть адаптированный интерфейс сафари photos notes и других приложений Apple.

На презентации очень скудно делились интересностями. Но визуально, это конечно бомба. В итоге прослеживались условные две вилки, как использовать шлем и для чего вообще он нужен. Если по-простому — это работа и развлечения. И все это внутри помещений — на улице в нем никто не ходил в видео.

Для работы тут много интересного. Помимо совсем очевидного способа, где можно открыть десятки окон, любого размера! То есть шлем например сможет заменить собой несколько мониторов — и освободить стол?

Да нам это даже показали, тут как речь об экосистеме — четвертом ките. Например, если мы посмотрим на MacBook, то мгновенно картинка из ноутбука возникнет перед вашими глазами. то есть можно использовать клавиатуру и трекпад ноутбука и работать как на внешнем мониторе — точнее мониторах, их же можно открыть несколько.

А что по стороннему ПО. Пока не густо, разве что Disney заявил об адаптированной версии своего сервиса Disney+ на старте. Но Apple и провела эту презентацию, чтобы привлечь побольше разработчиков — посмотрим что успеют. У меня например появились идейки приложений!

Кстати, что такое смешанная реальность. Вы можете спокойно работать в своей комнате и видеть окружающее вас пространство и виртуальные мониторы. Это дополненная реальность или AR. А по желанию, всё окружающее вас пространство может превратится в виртуальную комнату, где вас никто не побеспокоит. Это уже виртуальная реальность или VR. Обратите внимание, как плавно происходит переход.

Мы немного лукавили, да и Apple тоже, когда говорили, что управление происходит только лишь естественным образом. В шлеме всё таки есть физический элемент управления. То самое колесико Digital Crown, которое придумал Джони Айв еще в часах Apple Watch. Он как серый кардинал бдит за нашим экспириенсом. Ну и с помощью колёсика как раз и происходит плавный переход между AR и VR. Всё укладывается в философию.

Вот и получается смешанная реальность. Кстати, всё тоже самое, можно делать когда вы захотите отдохнуть от работы и например посмотреть фильм. Вжух и вы уже не у себя дома на диване, а на поверхности луны смотрите «Первому игроку приготовиться» и понимаете как близок тот Оазис.

Помимо обычных фильмов, шлем поддерживает также 3D-просмотр, благодаря двум встроенным экранам — ну это как бы очевидно. И например можно потреблять VR-контент — которого уже какое-то количество есть даже в браузере.

Запись воспоминаний. Более того, вы можете даже сами снимать этот контент — 3D-видео. Vision Pro — это первая 3D-камера от Apple! На презе нам показали пример с праздником, который можно пересматривать и заново переживать этот момент. Да пример папы в шлеме выглядит максимально кринжово, но представьте, что вы используете шлем, как специальную камеру для контента, и тут уже ваша фантазия подскажет что снимать. По сути, это будет запись видео из ваших глаз — круто!

К слову про общение, нам же рассказали как прекрасно будет через шлем созваниваться в Facetime! А что будут видеть собеседники на другой стороне? Вашего цифрового аватара.

Изначально для его создания нужно будет снять шлем и направить на лицо. А затем Камеры и датчики оживят вашу цифровую личность! С отслеживанием глаз уже понятно, а мимику считают камеры снизу. Получается вот такой фотореалистичный персонаж.

Играть в игры тоже можно, для этого понадобиться геймпад. У шлема будет доступ к библиотеке Apple Arcade и на старте обещают поддержку 100 игр. Но думаю будут игры с управлением жестами или взглядом! Вроде кажется и всё. За всей мишурой прослеживается просмотр контента, игры. Как будто не хватает ещё одной фишки, которая действительно сможет заставить нас потратить 3,5 тысячи долларов.

То есть мы имеем приставку Pro, а нам как-то сильно не хватает Pro-примеров

Как мы уже говорили, за обработку всего интерфейса отвечает “взрослый” чип от Apple М2. И тут мы возвращаемся к форм-фактору.

Вентиляционные отверстия. Да они тут есть! И гаджет будет греться и даже не сnолько из-за М2, а вообще представьте что вы забыли выключить камеру на смарте и положили его в карман — горячим он станет уже через минутку. А тут таких камер двенадцать и все они могут работать одновременно! Задача непростая! Для этого в том числе и нужен отдельный чип R1.

Похоже в Apple не смогли придумать пассивное охлаждение для М2, по всей видимости тут будут стоять вентиляторы. Но официально об этом ничего неизвестно. Если они будут дуть, то прямо на щёки. Горячим воздухом. Ну очень странно. Смотришь трехчасовое кино и под конец ничего не слышишь из-за свиста вентилятора, а лицо онемело от горячего воздуха. Посмотрим… Ах да, про 3 часа просмотра. Последняя деталь форм-фактора.

Проводочек, который торчит из шлема, ведёт прямиком к внешнему аккумулятору. Посмотрев на это решение с холодной головой и вспомнив, что шлем это металлически-стеклянная скорее всего тяжёлая конструкция, становится понятно, зачем Apple так поступили. Но почему этого аккумулятора хватит на 2 часа работы, опять же вспомните сколько жрет постоянно включенная камера в смарте — а тут их двенадцать. Но все равно поставили бы пожирнее батарейку, до пяти часов! Более того, если судить по фото, не факт что можно подрубить сторонний банк.

Тут можно Поразмышлять о работе от провода (не аккумулятора). например, на рабочем месте сидя или на диване тоже вполне себе кейс, но грустновато.

Глава 4. Развитие продукта

Одно мы понимаем точно. Это первое поколение устройства новой категории! Если Apple массово презентовали устройство и обозначили цену, значит есть план или видение — ну Vision.

Как мы это видим: Vision, можно описать как пробный продукт или даже Developer Kit, а первых его покупателей можно с легкостью назвать первыми бета-тестерами. Именно они и обозначат дальнейшую судьбу этого продукта — тестеры и разработчики. Поэтому гаджет был представлен на WWDC 2023, а не отдельным ивентом.

А пользователей будет сравнительно немного — миллион, может два из-за высокой цены и старта продаж только в США. Да ценой хотят лтсеять массы и выбрать только самых увлеченных и преданных, которые будут оставлять отзывы и помогут развивать продукт и будут писать под него софт. Жестко, но таков путь!

Также не стоит забывать об ещё одной вещи. Вполне возможно, что цена 3500 долларов — это вообще только начальная стоимость. На презентации она указана как “от”. Скорее всего нас ждут какие-то модификации и кастомизации, как железа так и обвеса — вполне возможно будут разные ремешки и кастомные вставки под лицо — ведь нам заявили о модульной системе. И недаром у шлема приставка Pro. Почему начали с Pro, а не с просто Vision или Vision SE — думаю, в будущем нас ждет целая линейка.

Вывод

Да, устройство действительно получилось невероятно навороченным и мощным. Настолько крутым, что даже сравнить не с кем. Даже если кто-то приблизится по качеству картинки, то экосистему Apple или управление никто не сможет повторить. Каждый кит стоит очень крепко на ногах.

Устройство получилось независимым. Оно может работать как полноценный гаджет, и для работы вам даже не понадобится геймпады или другие контроллеры, то есть это ваш новый терминал в мир контента. Но основной вопрос остается для чего нужен Vision Pro — смотреть киношки играть работать? Какие проблемы этот шлем решает?

И на тот, и на другой вопрос как будто бы нет окончательных ответов даже у самих Apple: они создали очень интересную штуку, но до сих пор сами не понимают, как ее позиционировать и зачем она людям. Spatial Computer — это очень по-философски, но тоже на вопрос не отвечает.

Поэтому судьбу или вектор развития как раз определят разработчики и первые пользователи. Ну и цена конечно от 3500 долларов — это больно. Но мы обязательно раздобудем эту штуку в начале следующего года — именно тогда запланирован старт и сразу же расскажем вам получилась ли революция.

*Компания Meta Platforms Inc. признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ, также как и ее продукты Facebook и Instagram, упоминаемые в тексте новостной заметки.