К дате покупки автомобильного подразделения Volvo китайским автогигантом Geely, мы приоткроем технологический занавес и расскажем о планах компании на будущее.
Не секрет, что многие фирмы, и не только автомобильные, работают над технологиями, которые позволят максимально оптимизировать и сделать безопасным передвижение автотранспорта. Что же придумали шведы?
На сей раз обойдёмся без длительного экскурса, так как новейшая история шведского бренда начинается в 2010 году. Но нельзя пропустить тот факт, что Volvo с самого рождения заботилась о безопасности. Приведём пару примеров.
В 1944 году компания внедряет в конструкцию стальной каркас безопасности для пассажиров и многослойное лобовое стекло. А с 1987 года начинают поставлять автомобили с преднатяжителями ремней и подушкой безопасности для водителя.
Для сравнения, российский автопром комплектует подушкой безопасности автомобили семейства Lada Kalina с 2004 года и исключительно в дорогой комплектации.
С 2000 года в гетеборгской штаб-квартире был открыт центр безопасности компании, где проводятся всевозможные тесты в аварийных ситуациях, чтобы повысить надёжность автомобилей. Во многом благодаря серьезным вложениям концерна в исследования, автомобили славятся неуязвимостью.
Бытует мнение, что таких “ласточек” покупают либо семьянины, либо люди пожилого возраста, как последнюю машину. Однако после недавнего обновления линейки, ярлык наконец-то отклеился. Остается выяснить, как это сказалось на автомобилях.
Ответом можно считать недавнее оглашение амбициозной цели — через 5 лет ни один человек не должен умереть или получить серьезных травм в «вольво». Боссы назвали это “видение 2020”.
И почти сразу после заявления компания представила множество технологий, которым мы уделим особое внимание. Volvo даже выпустила ролики, посвящённые 6 новым технологиям. И начнём с фичи, именуемой Sity Safety.
Это комбинация камеры и сенсоров в передней части автомобиля, а также россыпь датчиков по бокам и в филейной части. Все они следят за обстановкой на дороге во время движения по городу или вне его. Работает на скорости от 15 до 50 км/ч.
Суть в следующем: когда едете по населённому пункту, то почти всегда есть автомобиль впереди, а на тротуарах найдутся пешеходы. Так вот, система рассчитана именно на человеческий фактор. Если другая машина резко затормозит, а вы в это время строчите смс, то “вольво” сама притормозит или полностью остановится, ведь ежесекундно просчитывает оптимальную дистанцию до всех объектов.
Та же история с пешеходами. Если кто-то решил быстренько перебежать дорогу на проезжей части, то авто заметит нарушение и предупредит водителя сигналом. Если человек слишком близко, то самостоятельно затормозит.
А ещё камеры в передней части умеют сканировать дорожные знаки. И если водитель проскочил ограничитель в 40 км/ч, а после разогнался до 50, то авто всячески известит об эксцессе.
Обновлённая версия Sity Safety научилась паре дополнительных трюков, вроде распознавания велосипедистов, животных или пешеходов в тёмное время суток. Работает по той же схеме “камера + радар”, который посылает электромагнитные волны и ждёт отзеркаливания. К слову, прием используется летучими мышами.
Ещё одной новинкой выступил активный круиз-контроль с системой подруливания. Тут работа может вестись уже на скоростях свыше 50 км/ч. Двигаясь в полосе, вы включаете АКК, который выбирает целью впереди идущий авто и движется только за ним. Раньше такая кнопка освобождала от нажимания на педали — крути баранку да и всё. Теперь такое можно смело именовать “атавизмом”, ведь инновационная система делает всё самостоятельно: сканирует скорость и выбирает оптимальную дистанцию между автомобилями. Проще говоря, чем выше скорость, тем больше расстояние.
Это будет особенно полезно на трассах, вроде московских колец (МКАД, ТТК и Садового), где постоянно приходится подруливать и держаться в полосе. Неплохой лайфхак для сотрудников, которые одновременно ездят на работу. Только представьте: поутру вы садитесь в машину, встаете за коллегой, ведь конечный пункт один, а дальше просто спите, пока тот не прибудет к месту назначения.
Ещё одна разработка, которая наделала много шума — это автоматическая парковка. И даже тут в Volvo решились на эксперимент и сделали систему автономнее. Получается, что вы выходите из личного транспорта, отправляете его самостоятельно искать парковку и место, а потом авто возвращается за хозяином.
Звучит роскошно и комфортабельно. Но система только заявлена и проходит последние испытания в Гетеборге. Причём, показывая отличные результаты. Пока не понятно, как скоро новинка станет доступна массовому покупателю и как будет работать в часы пик, когда парковки перегружены.
Другая разработка тоже придёт не скоро, но заставляет переосмыслить классику “фантастического” кинематографа. Технология называется Car 2 Car. Несложно догадаться, что инновация позволяет автомобилям общаться между собой.
Беседовать “железные кони” будут на разные темы. Если водитель приметил дорожную службу, которая решила выкопать яму на дороге, автомобиль отметит “тревожное” место на карте и сообщит остальным участникам движения, чтобы те скорректировали маршрут. Это работает не только для серьезных препятствий, но и для лежачих полицейских или гололёда. Ко всему прочему, программа сканирует дорожные знаки с разметкой (постоянной и временной) и хранит эти данные.
И всё-таки самое увлекательное — это взаимодействие с чужими авто. Отличный пример есть в промо-ролике со скорой помощью. Учитывая, что теперь машины видят друг друга и знают кто, куда и с какой скоростью движется, то аварийность на дороге устремится к нулевой отметке. Более того, нововведения способны повысить среднюю скорость движения в городе, поскольку машина научилась соотносить собственную скорость с переключением светофоров, чтобы проезжать только на зелёный. Это же поможет экономить горючее, ведь не тратиться энергия на торможение и ускорение.
Подводя итог, хочется сказать о главном тренде ближайших лет — автопилоте. Заметим, что речь идет не об отдаленных временах правнуков, а о ближайшем будущем. Компания Tesla вообще готовится представить нечто подобное уже на следующий год. Даже представители Volvo утверждают, что в 2017 году продемонстрируют готовый продукт на флагманском кроссовере XC90. Не говоря уже о Google, которая тестирует беспилотные авто несколько лет и обещает показать полноценную технологию к 2017 году, а к 2020 вместе Nissan с встроить её в общедоступные автомобили.
Но не будем излишне оптимистичны и добавим ещё несколько лет на то, чтобы изобретения прижились в быту и распространились по всему миру. И всё равно получается, что через 10 — 15 лет человечество сможет лицезреть автомобили, передвигающиеся без водителя.
Ожидаемо, что количество ДТП упадет до смехотворных цифр. Однако, по словам тех же шведов, подобные системы плохо работают при неблагоприятных погодных условиях и в тёмное время суток, отдавая контроль обратно водителю. В Москве, по некоторым данным, более 250 дней в году идёт снег или дождь, поэтому статистика происшествий всё равно будет отличаться по регионам. О хакерских атаках забывать тоже не стоит. Да и представить города, полные машин без пилотов, довольно страшно. Так что будем надеяться, что автоконцерны хорошенько подумают, прежде чем преподносить обывателям высокие технологии “все и сразу”.
P.S. Не поверим, пока не увидим собственными глазами.